Вспоминая Мамонова-музыканта

Денис БОЧАРОВ, музыкальный обозреватель "Культуры"

15.07.2021

Не стало одного из ярчайших представителей отечественной андерграундной сцены — Петра Мамонова. Музыканту, поэту, актеру, радиоведущему было 70 лет.

Его называли по-разному: гений и юродивый, умница и чудак, интеллектуал и попросту чокнутый… Однако, думается, наиболее точное определение этой незаурядной личности — человек-парадокс.

И в самом деле, в том, что имя Петра Мамонова известно в нашей стране практически каждому, есть что-то парадоксальное. Наверное, почти все слышали про группу «Звуки Му», лидером которой он являлся, но едва ли найдется много истинных знатоков творчества этого коллектива. Многие смотрели фильмы «Остров» и «Царь», принесшие Петру Николаевичу кинематографическую славу, но вряд ли можно назвать артиста подлинным корифеем экрана...

Хотя сейчас, как это принято после ухода известных и действительно талантливых людей, будут превозносить вклад Мамонова как в рок-музыку, так и в кино, театр и другие сферы искусства. Не стоит. Почему-то кажется, что сам артист подобных славословий в свой адрес не одобрил бы. Потому что это слишком общо и притянуто за уши. А значит, попахивает мейнстримом.

Мамонов же всю свою жизнь старался как мог избегать общих мест, дабы не быть одним из многих. И уникальность этого человека как раз в том, что он стал известным (именно известным, а не популярным!) и уважаемым не благодаря, а вопреки.

Во второй половине 1980-х, когда отечественный рок начал все горделивее и выше поднимать голову, «Звуки Му» были одними из тех, кто стоял у истоков движения. Но нельзя сказать, что они делали погоду: с такой странноватой лирикой, вычурной мелодикой и своеобразной «подачей» сложно было рассчитывать на многомиллионные тиражи пластинок и стадионные аншлаги.

Но в том-то и прелесть проекта в целом и самой личности Мамонова: то был, несомненно, эпатаж, но эпатаж не наносной, а самого естественного свойства. Угловатые сценические эскапады Петра Николаевича и тексты про «муху, источник заразы» порой даже вызывали шок, но те, кому надо, сумели оценить творчество ансамбля по достоинству.

Мамонов как музыкант не пользовался всенародной любовью, его искусство всегда было «для избранных». Однако высокий кредит доверия, выданный этими самыми избранными слушателями и зрителями, перекочевал со сцены на экран. Одна из наиболее ярких ролей, сыгранных Петром Мамоновым, — воплощение на экране Ивана Грозного. Но и в фильме «Царь» (ставшем, кстати, последней работой в кино Олега Янковского) мы видим не столько самодержца, сколько самого Мамонова.

Обладая выразительной внешностью и неподражаемой харизмой, крайне сложно перевоплощаться. От этой индивидуальности невозможно избавиться ни на сцене, ни на экране. И именно за эту самую искренность, помноженную на недюжинный интеллект, за эту природную чудаковатость, в которой каждый при желании может обнаружить какие-то черты и собственного «я», Артиста всегда будут ценить и помнить…

Человек-парадокс не был бы таковым, если бы в нем не умещались несколько, казалось бы, взаимоисключающих сущностей. Он провел большую часть жизни, что называется, на разрыв аорты. Пьянство, загулы и прочие излишества — увы, неотъемлемая часть многих биографий людей из мира популярной культуры.

Но Мамонов не был бы Мамоновым, если бы не смог остановиться и пересмотреть собственную жизнь. В последнее время артист крайне редко становился объектом медийного внимания, общения с журналистами избегал. Но не потому, что ему стал неинтересен окружающий мир, — в какой-то момент Петру Николаевичу стали куда важнее другие вещи.

Ответы на вопросы он, по его же собственному признанию, нашел, когда пришел к Богу. Обретя веру, Мамонов не то чтобы переродился — просто обрел некую мудрость, мудрость особого свойства — если так можно выразиться, мамоновскую мудрость. Постичь которую людям, неравнодушным к этой многогранной личности, возможно, еще предстоит. 

Петр Мамонов стал очередной жертвой коронавируса. А в марте этого года жертвой несчастного случая стал друг, коллега и долгое время «правая рука» Петра Николаевича Александр Липницкий. С уходом двух главных участников «Звуков Му» надежды на реюнион этого самобытного ансамбля рухнули окончательно.