Петр ВЛАСОВ, главный редактор газеты «Культура», писатель
15.06.2020
Для власти очень важно, что написали в твиттере Белого дома о нашем участии в войне и приедет ли на Парад Победы президент Франции Макрон. При этом мы наблюдаем бездействие в отношении того, что творится дома, прямо под носом, например —планируемой подмосковными чиновниками застройки исторического ландшафта Звенигорода.
Две темы майского печатного номера «Культуры», на первый взгляд далекие друг от друга, оказались для меня очень созвучны. Первая — о попытках украсть у России ее же историю, отравить нашу Победу, возможно даже лишить нас триумфа 1945 года, который почти на полвека сделал страну сверхдержавой. Вторая — рассказ о том, как под покровом пандемии одинцовские депутаты приняли решение о тотальной застройке поймы Москвы-реки, уникального исторического ландшафта с бесценными нашими памятниками культуры и православными святынями.
Казалось бы, что у этих тем общего? Одно, скорее, про внешнюю политику и геополитическую конкуренцию. Второе — про воцарившийся в Подмосковье феодализм современности, наглядно проявившийся именно в данном конкретном случае. В самом деле, несмотря на XXI век, родовые признаки феодализма налицо. Во-первых, полное пренебрежение решениями федеральной власти. Подмосковным властям глубоко фиолетово, что же думают в Кремле по поводу застройки звенигородских ландшафтов. Во-вторых, наплевать им и на то, что считают сами звенигородцы, представившие к обсуждавшимся правилам землепользования (ПЗЗ) 1400 поправок. Как пишут СМИ, на жаргоне застройщиков население называют просто «перхотью». Очень мило. «Холопы» звучало бы даже благороднее. Ну и еще один явный признак феодализма — заложенные в новых ПЗЗ огромные — по 50 гектаров (!) — наделы, которыми хотят, похоже, одаривать «нужных людей». Не удивлюсь, если кто-то подал уже «заявочку» на латифундию «с видом на Саввино-Сторожевский монастырь». Разве можно обидеть хорошего человека?
Да, все это, скорее, про феодализм, про соответствующее отношение подмосковной власти к местным жителям, которые уже сегодня задыхаются от стремления заработать на тотальной застройке звенигородских земель с целью продажи дешевых квартир москвичам (альтернатива дачи) и приезжим из других регионов и стран СНГ. Реальное население Звенигорода, по некоторым оценкам, уже в два раза выше официальной цифры. Тем не менее и там, и здесь происходит, по сути, одно и то же. У нас пытаются отобрать нашу историю, выкорчевать историческую память, лишить той самой точки опоры, «места памяти», оперевшись на которую мы сможем уверенно перейти из настоящего в будущее. Только в одном случае «воры» — это традиционные недруги, что зачастую открыто говорят о желании исключить Россию из ООН, лишить ее ядерного статуса, забрать Сибирь и Арктику или вообще разделить на двадцать-тридцать государств. А в другом — вроде свои же, говорящие на чистом русском, чиновники и, извините за выражение, «народные избранники». Которые, не исключаю, на том же самом своем заседании, где было решено застроить пойму Москвы-реки, одобрили планы празднования 9 Мая и подмахнули очередную программу «патриотического воспитания молодежи».
На мой взгляд, между двумя этими деяниями, двумя формами «воровства истории» нет особой разницы. Более того, то, что происходит в Звенигороде, по своим последствиям гораздо страшнее неких заявлений, которые делают политики-отморозки в Варшаве или Таллине. Писатель Сергей Самсонов, интервью с которым мы опубликовали в майском номере, очень наглядно описывает то, как ребенок, новый член общества, причащается сакральным архетипам исторической памяти. Не через слова и увещевания, нет. Только через личное, пусть и опосредованное, участие в случившемся. Через искренний рассказ близкого человека, через игру или глубокое произведение искусства. Все, что так или иначе дает эффект присутствия, эмоционального погружения в эпоху. Хотите, чтобы дети, даже сегодняшние, полюбили русскую культуру, заинтересовались историей Московской Руси, — привезите их на пока еще не застроенный коттеджами и гостиницами берег Москвы-реки в Звенигороде, откуда открывается завораживающий, почти аутентичный вид на Саввино-Сторожевский монастырь. Одна такая поездка, опыт «погружения», сделает в смысле «патриотического воспитания» гораздо больше, чем сотня официальных мероприятий.
А дальше мы сталкиваемся с ситуацией, которую описал в соцсетях градозащитник Евгений Соседов. Сожги пол-Третьяковки, и это будет восприниматься как национальная трагедия. Правительство проведет срочное заседание, премьер даст поручения. Наверняка кого-то уволят и даже посадят. А вот если застроить, возможно, последние оставшиеся нетронутыми в Подмосковье исторические ландшафты с бесценными историческими памятниками, на это никто в верхах не обратит внимания. Точно так же обстоит дело и с «воровством истории». Для власти очень важно, что написали в твиттере Белого дома о нашем участии в войне и приедет ли на Парад Победы президент Франции Макрон. На пропаганду нашей точки зрения за рубежом, в том числе трактовку исторических событий, тратятся сотни миллионов долларов в год. И, с другой стороны, мы наблюдаем полное бездействие в отношении того, что творится дома, прямо под носом. Посмотрите, как упиваются своей безнаказанностью одинцовские депутаты, с особым цинизмом, если судить по стенограмме заседания, принимающие варварские решения вопреки воле большей части населения Звенигорода, чьи интересы они «представляют».
Кто-то говорит: а из-за чего, собственно, весь шум-гам? Сам монастырь-то и церковь, которую Рублев расписывал, ведь не сносят? Стоят как стояли. Да, пока к счастью, в планах подмосковных властей снос монастыря и строительство на его месте пятизвездочной гостиницы не значатся. Спасибо большое. Возможно, общественности даже следует написать благодарственное письмо губернатору.
Грустный парадокс — единственные, кто во власти пытается защитить сегодня православные памятники города, — это коммунисты. Возможно, потому, что на примере девяностых годов, когда новая власть, обогащаясь, демонтировала и заодно всячески проклинала «советское прошлое», хорошо понимают, к чему ведет распродажа собственного исторического наследия.
Материал опубликован в № 5 газеты «Культура» от 28 мая 2020 года