Цель оправдывает «цифру»

Кирилл КРОК, директор Театра имени Вахтангова

20.11.2019

Особое внимание на Санкт-Петербургском международном культурном форуме, скажем, в рамках пленарной дискуссии «Голос искусства в медиапространстве», было уделено развитию цифровых технологий и все большему применению их в нашей сфере. И это неудивительно, поскольку они открывают огромные возможности. В последние годы «цифра» повсеместно внедряется с невероятной скоростью, и игнорировать сей факт, не пытаться вживить новшества в ткань отечественной культуры просто глупо. Сегодня мы видим, как создаются виртуальные концертные залы, проводятся мультимедийные выставки, организуются онлайн-трансляции значимых культурных событий — ​теперь вся красота мирового искусства доступна в любом уголке России, достаточно скачать на смартфон приложение того или иного музея или галереи.

Разумеется эпоха, условно говоря, искусственного интеллекта оказывает серьезнейшее влияние и на театр. Причем как в сфере продаж и продвижения, так и в плане технологического оснащения сцены.

Например, мы у себя в Театре имени Вахтангова с текущего финансового года стали активно оперировать электронной коммерцией. Создали специальный отдел маркетинга, занимаемся Google- и «Яндекс»-аналитикой, очень успешно этими сервисами пользуемся. Безусловно, рынок электронной коммерции, с моей точки зрения, один из самых перспективных. Работает он довольно просто. Если вы дома или в офисе на компьютере запрашиваете в поисковике «пойти в театр», «досуг», «культпоход» и так далее, то мировая паутина все эти запросы четко фиксирует по IP-адресу и сохраняет. Когда мы заключаем договор с агрегатором на продвижение театра и размещение рекламы, то нам предоставляют список «айпишников», с которых человек когда-либо вводил запрос, связанный с театром. Таким образом, появляется возможность взаимодействовать именно с той целевой группой, которой интересен наш вид искусства.

Мы начали более активно работать с социальными сетями, так как без них уже сложно представить повседневную жизнь. Расширили аудиторию поклонников Театра имени Вахтангова практически в два раза. Знаю, сегодня многие театральные коллективы развивают свои YouTube-каналы. Мы тоже об этом задумываемся, решаем, каким контентом его наполнять.

Цифровые технологии перенеслись и на сцену. Без них сейчас не управляется ни один световой прибор или радиомикрофон. Все новое оборудование подключено к Wi-Fi, контролируется через специальные программы с пультов и даже с телефонов. Еще несколько лет назад один человек сидел за пультом и включал световой прибор, а другой стоял в ложе и направлял его в нужную точку сцены. Сегодня все это делает один оператор: налицо значительное упрощение труда!..

Цифра пришла в театр и встала на службу постановочных цехов, рекламных кампаний, продажи билетов. В итоге мы упростили жизнь как сотрудникам театра, так и нашему зрителю. Теперь не нужно мерзнуть в длинных очередях около кассы, а можно приобрести билет онлайн с любого мобильника. При этом ничего не надо распечатывать, достаточно отсканировать штрих-код на входе в театр. Это же прекрасный сервис, который пришел в нашу культуру с развитием технологии.

С другой стороны, иногда я слышу теории о том, что такими темпами в обозримом будущем актеров на сцене заменят голограммы и роботы. Мол, в музеях уже подменяют реальные артефакты виртуальными выставками, и та же участь ожидает театр. Думаю, все это конспирология, не имеющая отношения к реальности. Еще в середине 1980-х годов Джеймс Кэмерон в своем первом «Терминаторе» предрекал миру крах от «восстания машин», но, как видим, с тех пор технологии шагнули далеко вперед, а никакого апокалипсиса не случилось.

В известнейшем фильме «Москва слезам не верит» герой-телеоператор Рудольф-Родион утверждал: через двадцать лет будет одно сплошное телевидение! После премьеры пролетело сорок лет, а люди, слава Богу, все равно ходят в театры, постановки собирают аншлаги, а борьба с перекупщиками билетов ведется на государственном уровне — ​очевидно, что театр по-прежнему очень популярен. Не отвадил от сцены и вездесущий интернет. «Единственная настоящая роскошь — ​это роскошь человеческого общения», — ​писал Сент-Экзюпери. Я, в свою очередь, убежден, что живое человеческое общение не заменишь даже самыми продвинутыми технологиями. Никакие голограммы и роботы не заменят сцену-коробку с живыми актерами.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции