31.10.2019
Бывает же такое! В начале февраля 2014-го отправилась на зарубежные «гастроли» коллекция сокровищ из четырех музеев Крыма вкупе с несколькими предметами из филиала Национального музея Украины в Киево-Печерской лавре. 2111 единиц хранения, 565 артефактов (не путать одно с другим!). Уникальную коллекцию привычно называют «скифским золотом». Или, отметим особо, «крымским золотом».
Договоры об экспонировании в археологическом Музее Алларда Пирсона, находящемся в собственности Амстердамского университета, заключались еще в 2013 году. До Нидерландов выставка побывала в одном из старейших музеев Германии — Рейнском региональном в Бонне. Там было продано более 50 тысяч аудиогидов. А у дверей Музея Пирсона так вообще стояла невиданная доселе в голландских краях очередь жаждущих полюбоваться «Змееногой богиней» — самым ценным экспонатом выставки, и сроки работы пришлось продлить.
В Киеве меж тем бушевал майдан. До бегства Януковича оставались недели. А через месяц Крым вошел в состав России. Какие тут скифы! Но на Крещатике, среди сожженных покрышек, не забыли о золоте и потребовали вернуть коллекцию на Украину, а не на «временно оккупированную территорию». Голландцы угодили, прямо скажем, в трудную ситуацию. Коллекция проходила таможню на вывоз в одной стране, а теперь музеи, предоставившие выставочные экспонаты, оказались на территории другого государства. 19 объектов сразу вернулись в Киев, а что делать с остальными, было непонятно.
Проведя собственное юридическое расследование, Музей Алларда Пирсона принял «соломоново» решение: не возвращать экспонаты никому до суда. Европа не приняла результаты крымского референдума. А тут грянула катастрофа малайзийского «Боинга», в которой погибли почти 200 граждан Нидерландов. Разразилась беспрецедентная и бездоказательная кампания по обвинению Москвы. Рассчитывать на симпатии российской стороне, а тем более крымским музейщикам, не приходилось. Вопрос принадлежности золота скифов из области культуры плавно переместился в напряженную политическую сферу. Голоса специалистов тонули в криках участников ток-шоу. Ситуация все более напоминала кадры из «Белого солнца пустыни», где сначала товарищ Сухов реквизирует древние ковры для гарема, а потом Черный Абдулла решает проблему с помощью маузера. И только смотритель Лебедев озабочен главной задачей музейного работника — сохранением культурно-исторических ценностей.
«Золотая» судебная тяжба длится с переменным успехом пять лет. В 2016 году Окружной суд Амстердама вынес вердикт в пользу Украины, и тот, разумеется, был нами оспорен в следующей инстанции. Однако апелляционный суд принял промежуточное решение, требуя от сторон представить дополнительные доказательства. Крымчане их предъявили в положенный срок. Украина заявила о пристрастности судьи, обвинила служительницу Фемиды в пророссийских настроениях и чуть ли не в «продажности», потребовала отвода. Но судья, судя по всему, просто вникла в документы.
По контракту, подписанному четырьмя крымскими музеями, предметы экспозиции считаются национальным достоянием государства. Какого? На момент подписания — Украины, что и дало Киеву формальные основания для иска. Но собственностью Украины являлся только один музей из четырех! В том же договоре сказано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, в чьих фондах они находились, и, таким образом, никакие иные субъекты права претендовать на них не могут. И соглашение об экспонировании не было межправительственным, а заключалось между музеями. Да тут любой судья голову сломает! Разбирательство отложили на несколько месяцев. Но день вынесения окончательного вердикта неотвратимо приближается. Между тем мнение экспертов по поводу того, что голландцам выгодно удерживать коллекцию как можно дольше, продолжает крепнуть. Пора бы уже порассуждать не о политическом, а о культурном аспекте скифского дела.
В 1946 году, по окончании самой страшной войны в истории человечества, когда культурные сокровища немилосердно расхищались и перевозились во все стороны света, был создан Международный совет музеев (ИКОМ). Ныне это всемирная организация, насчитывающая более 40 000 членов в 141 стране, представляющая музеи и профессионалов музейного дела.
Краеугольным камнем Международного совета служит Кодекс музейной этики. Там написано следующее: «Музейные коллекции отражают культурное и природное наследие сообществ, из которых они происходят. Как таковые, они являются далеко не ординарной собственностью, и могут заключать в себе черты сходства с национальной, региональной, местной, этнической, религиозной или политической идентичностью. В этой связи необходимо, чтобы политика музеев была ответственна за эту ситуацию». В нашем деле за «неординарность собственности», похоже, отвечают крымчане. А украинцам, скорее, близка позиция Карандышева из пьесы «Бесприданница»: «Так не доставайся ж ты никому!» — то есть никому из музеев Симферополя, Керчи, Бахчисарая и Севастополя (Херсонеса).
«Те, кто контролирует искусство… контролирует важную часть культурного содержания, которое определяет нас и наши отношения с прошлым. Должен ли этот контроль исходить от экспертов и ученых, или профессионалам этой сферы следует прислушиваться к голосам толпы?» — вопрошает известный эксперт Элизабет Родини. Музейное сообщество консервативно и традиционно старается избегать прецедентов, угрожающих культурному наследию. Да, межмузейные связи патронируются государством. Но принадлежность исходных материалов тому или иному учреждению до сих пор сомнению не подвергалась. И золото скифов, найденное в 1830 году, задолго до образования украинского государства, в крымском кургане Куль-Оба, упиравшемся в Митридатову гору, хранится во многих музеях мира. Давайте оптом свезем все в Киев? Чего мелочиться? А сокровища Лувра толерантно распределим по местам бывших французских колоний, невзирая на то, что в некоторых ныне полыхает гражданская война.
В ожидании же голландского вердикта вспомним, как после отмашки британского посла лорда Элгина в начале ХIХ века выламывались из Парфенона фризы и метопы и вывозились в Англию. Греция и Великобритания препираются из-за принадлежности парфенонских мраморов двести с лишним лет. Надеемся, что Крым несколько быстрее разложит по местам единицы хранения согласно каталогу. Впрочем, согласно верованиям скифов, золото олицетворяет вечную жизнь.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции