10.10.2019
Новый сезон программы «Познер» открылся интервью с Сергеем Полуниным — известнейшим артистом балета, которого по силе таланта сравнивают с Рудольфом Нуреевым. Беседа вышла яркой и показательной, я бы даже сказал — прорывной. И вот почему.
Полунин оказался, пожалуй, одним из самых психологически устойчивых гостей Познера. В биографии Сергея есть немало неоднозначных моментов: и неожиданный уход с позиции премьера Лондонского королевского балета, и недавний разрыв с Парижской оперой — вот и ведущий пытался поддеть гостя, провоцировал его на скандал. Однако тот оставался спокоен и добродушен. Да, ушел. Да, не получилось. Да, разошлись. Но тем правильнее, пусть и труднее, будет мой путь, повторял Полунин.
Естественно, затронули и политическую позицию Сергея, а также его нашумевшую татуировку с портретом Путина на груди. И вот здесь Полунин обозначил очень важный идеологический дискурс, который в принципе не ожидаешь услышать от всемирно известной звезды.
Сергей заговорил о мистической полярности сегодняшнего мира. О том, что существуют добро и зло, причем не окрашенные в полутона, а вполне объективно существующие в черном и белом преломлении — стороны света и тьмы. И он, Полунин, знает людей, которые играют за последнюю (и не просто знает, но даже приятельствует с некоторыми), однако сам выбрал свет. Искренне полагая, что сегодняшняя Россия выступает на этой стороне.
Похоже, впервые на центральном телевидении заговорили о такой — эсхатологически-геополитической — полярности мира, а также о том, что по большому счету нужно иметь мужество, чтобы сделать выбор, определиться с тем, к какому из противоборствующих лагерей принадлежать. И не бояться, что в результате ты потеряешь многое, слишком многое, пойдя против законов шоу-бизнеса. «Я такими словами себе как будто ногу прострелил», — с улыбкой заметил Полунин, но не отрекся ни от одного из высказываний.
Сергей вообще поразительно бескомпромиссный человек, не зря его называют «анфан террибль». Например, он четко говорит о наличии сильного ЛГБТ-сообщества в балетной среде или о влиянии капиталистических воротил на мировую повестку — за подобное Полунина и критикуют на Западе, вплоть до расторжения контрактов. А он лишь спокойно улыбается в ответ и заявляет, что чувствует себя гражданином мира и хочет собрать как можно больше паспортов разных государств. У него их уже три: российский, полученный совсем недавно, сербский, выданный по инициативе самого балканского государства, и украинский (артист родом из Херсона). Вот только на Украину ему въезд закрыт — все из-за тех же политических причин. Впрочем, самого Полунина это, судя по всему, не сильно печалит.
А ведь с его талантом, связями и харизмой он мог бы добиться максимальных высот и стать абсолютной мировой суперзвездой. Уже в свои 29 лет он блистал на главных балетных площадках, снимался в голливудском кино (в «Убийстве в Восточном экспрессе» например), он продюсирует и преподает. Чтобы взбираться на вершину дальше, надо было всего лишь отречься от своих идей и идеалов, став очередным эмигрантом от балета — возможно, тогда его бы ждала абсолютная слава, как Рудольфа Нуреева, или стремительный взлет с убийственным падением, как Александра Годунова. Но Полунин предпочитает оставаться собой и рассуждать о практически революционных вещах. Редкий талант сегодня — и великое мужество.
Главная задача Полунина — смена действующей культурной нормы, сдвиг парадигмы. Он хочет превратить балет в достояние масс, заявляя о том, что большие постановки следует переносить на стадионы и играть их, словно рок-концерты, с огромными экранами и десятками тысяч зрителей. Так, чтобы билеты стали доступны не слишком состоятельным людям. И подобный перевод балета, причем классического, а не современного, из сферы элитарной в общедоступную поддерживает мало кто из балетной тусовки.
Полунин же готов менять норму и в области преподавания балетного искусства — и вот это у него вскоре получится. В нынешнем году Сергей был назначен ректором Севастопольской академии хореографии, у него грандиозные планы. Полунин прямо декларирует, что хочет улучшить имидж балета — убрать из него все негативные, да и, будем честны, пошлые коннотации. Сделать так, чтобы туда шли не только девочки, но и мальчики, напрочь ликвидировав «голубую» тему. Создать в России еще одно хореографическое заведение наивысшего уровня, выпускники которого котировались бы в лучших труппах. По сути, добиться того, чтобы Севастополь и Крым стали важнейшей точкой большого балета на мировой карте. И все политические коннотации тут для Полунина не важны. Первичны же дела и принципы. В фигуре Сергея мы видим человека новой формации — человека правды, стальной воли, человека с собственным мнением, который может идти вопреки тусовке, обществу, сильным мира сего, идти, разрушая фальшивую толерантность и напускное благолепие.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции