19.06.2019
Во вторник, 18 июня, медиасфера Европы была взорвана сенсационным сообщением: в пригороде Парижа по подозрению в коррупции задержан последний романтик мирового футбола Мишель Платини. Идеальный капитан великого «Ювентуса» и не менее великой сборной Франции середины 1980-х. Экс-президент УЕФА. Человек, три раза подряд поднимавший над головой «Золотой мяч» и любовно называемый соотечественниками Д’Артаньяном (ведь именно он солировал в великолепной четверке хавбеков, получивших прозвища по именам героев Дюма). Все это не помешало французской же полиции продержать национального героя за решеткой 14 часов. Следователей интересовали подробности, связанные с определением места очередного мундиаля, который должен пройти в Катаре в 2022 году.
Внутреннее расследование Международной федерации футбола давно закончено, выводы озвучены — по крайней мере те, которые положено знать широкой публике. Более того, в конце 2015-го Платини, занимавший тогда должность президента УЕФА, уже был отстранен комитетом ФИФА по этике от футбольной деятельности сроком на восемь лет. Затем наказание дважды сокращали (видимо, за «примерное поведение»), сначала до шести, а потом и до четырех лет. И уже довольно скоро «мушкетер», пересидев усеченную дисквалификацию, собирался вернуться в большой спорт. Но…
Может быть, Платини просто не дают возвратиться в футбол некие таинственные враги, коих он, как и любая звезда с не самым легким характером, нажил себе немало?
Нет, суть не в этом. Ведь футбольную и околофутбольную общественность типичный сбитый летчик практически не интересует, на первые роли он при любом раскладе не вернется. Дело тут исключительно в государственных интересах Франции, ради которой Платини, похоже, превратился в звено коррупционной цепочки, если существование таковой, разумеется, будет доказано в суде. Главной мишенью текущего расследования является не бывший футбольный чиновник и даже не грядущее первенство мира в Катаре, а 23-й президент Французской республики Николя Саркози. Он, конечно же, был далеко не самым лучшим национальным лидером, но, согласитесь, после него хозяевами Елисейского дворца становились мужчины совсем уж случайные. Одновременно с «мушкетером», кстати, допросили еще пару приближенных к Саркози функционеров.
Причем самое занятное, что ни экс-президент, ни его окружение, ни Мишель Платини не обвиняются в мздоимстве. Все куда прозаичнее. По информации Football Leaks (футбольный аналог WikiLeaks), Саркози в свое время пообещал катарскому эмиру протекцию на выборах страны — хозяйки мундиаля в обмен на инвестиции в столичный клуб «Пари Сен-Жермен», а также на запуск спортивного телеканала BeIN Sports во Франции. А что касается Платини, то, судя по всему, он вообще только выполнял просьбу (или даже указание) бывшего главы Пятой республики и буквально за несколько дней до судьбоносного голосования встречался с представителями Федерации футбола Катара в Швейцарии. Именно по данному делу легенда и проходит в настоящее время в статусе «свободного подозреваемого». За другие свои прегрешения Платини уже ответил.
То есть никаких указаний на «корыстный интерес» со стороны футболиста и экс-президента даже в сенсационных утечках, до которых охочи таблоиды, не фиксируется. Имеется лишь формальное нарушение правил международных общественных организаций, на которое еще лет двадцать назад никто бы не обратил внимания…
Так а какое место в этой спортивно-политической трагикомедии отведено России, и за кого нынче нужно болеть и переживать? Если без эмоций, то ситуация, в общем, дистиллированная: это совсем не наша война. Повлиять на нее мы, пожалуй, отчасти смогли бы, но в данном случае у России отсутствует и гуманитарный, и политический, и организационный интерес. Остается обычное человеческое любопытство: как у них там серьезные вопросы решаются?
В истории с арестом Платини для российского наблюдателя важно другое. Это дело — еще одно характерное напоминание о том, как меняются европейские нравы, и коррозия проникает в сами основы, на которых изначально зиждилась западная цивилизация. Даже такую чистую и красивую территорию свободы, как футбол, наши соседи по Старому Свету умудрились изгадить своей сомнительной политикой и арабскими откатами-перекатами.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции