25.03.2019
Спецпрокурор Роберт Мюллер передал свой долгожданный отчет о «русском деле» главе минюста США Уильяму Барру. 22-месячное следствие завершено. СМИ стало известно, что документ не рекомендует новых обвинений. То есть Мюллеру так и не удалось доказать «сговор Трампа с Кремлем».
24 марта Барр направил резолютивную часть отчета профильным комитетам конгресса. Однако лидеры демпартии требуют, чтобы им предъявили полную версию. Более того, результаты расследования, по мнению демократов, должны стать достоянием общественности. Республиканцы, да и сам Дональд Трамп, не возражают. По всей вероятности, в итоге свет увидит отредактированный текст (с удаленными по соображениям нацбезопасности фрагментами), который и будет обсуждать пресса в ближайший месяц.
Итак, «колпак Мюллера» снят. Под ним, кроме лиц, коим уже предъявлены обвинения, никого нет. Что дальше?
Первое. Отчет не может не содержать выводов о «вмешательстве» спецслужб России в американские выборы. В ходе следствия уже были обвинены российские физические и юридические лица, в том числе санкт-петербургское Агентство интернет-исследований и ряд сотрудников ГУГШ (ранее — ГРУ). Они никогда, разумеется, не будут осуждены, их вину не докажут. Но и оспорить выводы следствия возможности им не представится. Так что и СМИ, и разведсообщество Соединенных Штатов еще долго смогут ссылаться на отчет Мюллера как на доказательство «агрессивных устремлений России».
Но таких «доказательств» в новейшей истории нашей стране выдвигали немало — и «нападение» на Грузию в 2008-м, и «агрессия» против Украины, и «тайное нарушение» Договора о ракетах средней и меньшей дальности, и поддержка «кровавых тиранов по всему миру» — от Асада до Мадуро. Да и в советские времена мы с подобным сталкивались. Сами по себе обвинения России во всех смертных грехах никогда не мешали Вашингтону вступать в конструктивный диалог с Москвой, начинающийся каждый раз, когда наши партнеры оказывались к нему готовы. Сегодня данная готовность США определяется в основном крепостью позиций Трампа. Кремлю было сложно вести переговоры с Дональдом, постоянно оправдывающимся и стремящимся доказать, что он не является «русским шпионом». То есть окончание расследования Мюллера — шанс для хозяина Белого дома обрести реальную самостоятельность во внешней политике.
Второе. Американская либеральная оппозиция крайне разочарована не только результатами деятельности спецпрокурора, но и таким ранним ее завершением. Демократы давно уже не надеялись на импичмент президента, но ожидали, что следствие продлится до выборов 2020 года. Тогда слова о «скором разоблачении агента Москвы» явились бы важной частью агитационной риторики кандидатов от демпартии. Если судить по статьям в The Washington Post и новостным сюжетам CNN, Мюллер должен был и далее предъявлять обвинения одному сподвижнику Дональда за другим, все теснее сжимая кольцо вокруг президента. Большие надежды возлагались и на попадание «под колпак» семьи Трампа. При данном сценарии к лету 2020-го тот превратился бы в загнанного зверя, неспособного провести полноценную кампанию.
Не вышло. Отныне у демократов нет иного выхода, кроме как продолжать искать компромат самостоятельно. Этот «план Б» руководство демпартии разработало сразу после промежуточных выборов в конгресс в ноябре 2018-го. Палата представителей, контролируемая оппозицией, планировала десятки парламентских расследований в отношении самого Трампа, его родных, друзей, бизнес-партнеров и помощников.
Думаю, теперь в перечне появился еще один пункт — выяснить, как случилось, что Роберт Мюллер не отыскал доказательств сговора президента с русскими. Несколько высокопоставленных демократов уже пообещали вызвать для допроса в нижнюю палату и самого Мюллера, и членов его группы. Возможно, опросят и главу минюста — лидеры демпартии подозревают, что он давил на спецпрокурора, принуждая свернуть расследование. Все это, впрочем, похоже на размахивание кулаками после драки.
Определенные надежды противники президента возлагают на прокурора южного округа штата Нью-Йорк — ему Мюллер передал некоторые материалы. Окружной обвинитель может кое-что «накопать» на Трампа (например, неуплату налогов), и медиа сделают из этого сенсацию поближе к выборам. Но по сравнению с «русским делом» подобное очень мелко.
Третье. Консервативная общественность долго ждала окончания расследования Мюллера, с самого начала названного «охотой на ведьм», и теперь жаждет крови. Крови тех сотрудников минюста, ФБР и госдепа, которые «отмазали» Хиллари Клинтон, выдумали кремлевский след и участвовали в заговоре против президента… Возможно, это и не выльется в большую чистку, но антитрамповское сопротивление среди столичной бюрократии (в том числе силовой) значительно ослабнет.
Наконец, четвертое. Весьма непростые времена настают для либеральной прессы и экспертократии. Причем не только в США. Это уже второй их серьезный промах. Когда-то они твердили, что Хиллари неизбежно выиграет выборы, затем — что Трампа вот-вот выведут из Белого дома в наручниках. Кроме того, они совершили очень рискованную для «свободной журналистики» ставку — на союз с силовыми ведомствами. Ставка эта оказалась бита. Не сейчас, так через пару-тройку месяцев в американском медиаменеджменте полетят головы.
Самое глупое, что нынче могут сделать СМИ, — это начать ругать Роберта Мюллера, которого еще вчера называли эталонным представителем силовых ведомств. Но, знаете, вполне возможно, они вновь сглупят.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции