01.03.2019
Включение Сергея Шнурова в Общественный совет при Комитете Госдумы по культуре ожидаемо вызвало довольно-таки ироничную реакцию публики. Мол, главный, можно даже сказать, архетипический матерщинник страны — и в Госдуме. Сейчас он их там всех культуре научит — и далее в том же духе.
Не уверен, что авторы подобных комментариев до конца осознают, как сильно они в этот момент уподобляются украинцам, которые смотрят на комика Владимира Зеленского, а видят Василия Петровича Голобородько, бывшего учителя истории, а ныне — президента Украины из популярного телесериала «Слуга народа». Кстати, Голобородько, согласно сюжету, обрел популярность после того, как один из его учеников выложил в интернет матерный монолог преподавателя по поводу ситуации в государстве. Рейтинг же Зеленского, являющегося сегодня, по данным социологов, самым популярным кандидатом в президенты самостийной — это по большей части рейтинг именно придуманного сценаристами совестливого и честного Василия Петровича.
Гражданин Шнуров и его сценический образ, «алкоголик и придурок» из собственного хита, — это, конечно, не два абсолютно разных человека, как реальный комик Зеленский и экранный Голобородько, но и совсем не одно и то же. Изначально Сергей Владимирович учился на инженера-строителя, реставратора и философа, а до того, как получил известность с «Ленинградом», был директором радиостанции «Модерн», а уже после — ведущим телепередач на федеральных каналах, в том числе — шоу «Про любовь» на Первом. И, заметьте, ни в одной передаче он не сказал ни слова матом.
Стоит подчеркнуть, что «Ленинград» при всей брутальности долгое время оставался группой «для своих», выступавшей в клубах, в том числе и для творческой интеллигенции. Можно, конечно, долго спорить о том, когда коллектив стал однозначно «народным», но, пожалуй, самым правильным ответом будет дата 13 января 2016 года — день выхода клипа «Экспонат», набравшего более 140 миллионов просмотров на YouTube. Почти целое население России.
Хотя широкую популярность Шнур и компания обрели, разумеется, гораздо раньше, но именно видео про недалекую девушку, собирающуюся на выставку Ван Гога, посмотрели, кажется, абсолютно все. Заметьте, ознакомиться с картинами гениального художника, а не танцевать в ночном клубе. И вы еще сомневаетесь, что этому человеку самое место в Общественном совете Комитета по культуре? Уверен, что из вышеупомянутых 140 миллионов, статистически заметное количество зрителей узнало о существовании художника Ван Гога и Мариинского театра в Санкт-Петербурге, только посмотрев видеоклип.
Помимо музыки и телевидения, Шнуров снимается еще и в кино. Обычно его зовут играть проходные роли «простых мужиков» или камео, но, к примеру, в фильме «Слон» он демонстрирует наличие действительно серьезного драматического дара. Более того, в 2007 году Сергей Владимирович исполнял главную партию в опере Гектора Берлиоза «Бенвенуто Челлини» все в той же Мариинке. В наступающем театральном сезоне опера будет показана уже в Московском концертном зале (МКЗ) в парке «Зарядье». А для полноты картины Шнуров еще и рисует картины. В петербургском музее современного искусства «Эрарта» два года назад с успехом прошла его персональная выставка.
Итак, наверное, уже достаточно информации для тех, кто до сегодняшнего дня полагал, будто Шнур — это сугубо матерные песни под три аккорда?
Действительно, Сергей Владимирович во многом является заложником своего образа, но достаточно посмотреть на него в любой телепередаче или почитать интервью, и станет понятно, что роль лидера популярной музыкальной группы «Ленинград» — это лишь одна из граней его весьма многоспектрального таланта. И даже если бы не было картин или ролей в кино, а существовал бы один голый Шнур, этого все равно бы хватило для того, чтобы позвать Сергея Владимировича в Общественный совет при Комитете по культуре.
Ведь тут все очень просто. У нас почему-то очень любят путать общественные советы с реальными органами власти. Но первые формируются именно для того, чтобы у последних, а вместе с ними и у депутатов появилась возможность ознакомиться с максимально широким спектром мнений. Включение в Совет не означает признания государством заслуг участника, а, скорее, лишь оценивает его заметную роль в культуре, причем не только элитарной, но и массовой. А что еще может быть более заметным и массовым, нежели 140 миллионов просмотров клипа про лабутены?
Государство не может и не должно по-снобски игнорировать масскульт, отчасти формирующий, отчасти отражающий общественное сознание, иначе так недолго дойти и до утраты связи с народом и понимания происходящих в стране процессов. Поручение президента своей администрации разработать план действий по поддержке современной музыки — это шаг в правильном направлении. А для того чтобы управлять государством, надо знать и понимать его и людей, в нем живущих, — казалось бы, данная истина прописная, но почему-то для многих чиновников и политиков, включая оппозиционных, она регулярно становится открытием.
Еще у нас постоянно путают значения слов «адекватность» и «конгениальность». Первое ассоциируют с нормальностью, второе — с гениальностью. Хотя два данных слова — синонимы, и по-русски обозначают соответствие и сходство. Так вот, творчество Сергея Шнурова, как бы кто к нему ни относился, вполне адекватно и конгениально ситуации в стране. У нас хватает некоторых аспектов, о которых можно высказываться только с использованием крепких выражений.
В общем, Сергею Владимировичу можно только пожелать успехов на новом поприще. Вреда от этого точно никакого не будет, а вот польза весьма вероятна.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции