Наметить цели, резать оливье

Владимир МАМОНТОВ, журналист

26.12.2018

Чтобы представить, каков будет следующий год, я предлагаю оценить год 2018-й. По моей оценке, это был неплохой год. Мы выбрали правильного президента. Провели чемпионат мира по футболу (лучший среди всех, так нам сказали в ФИФА). Построили Крымский мост, соединив наш Крым с нашим остальным.

Тут мы заложили верные основы будущего. Попали в тренды. С чувством исполненного долга я, вполне пенсионерски, нарезаю кубики для оливье и охлаждаю розовую «Балаклаву».

Но это я. А вот мой приятель Серега нарезает кубики не столь безмятежно. У него отодвинулась пенсионная планка, он, крепкий старик, рассчитывал, не уходя с работы, получить гарантированную прибавку в семейный бюджет. Избранный Серегой президент, с Серегиной точки зрения, обвел его вокруг пальца, призвав «отнестись к проблеме с пониманием». Серега разочарован и охлаждает беленькую. Дзюбу он путает с Головиным, а потому гигантские расходы на стадионы не одобряет. Мостом уже воспользовался, но в Судаке съел чебурек, так потом полдня живот пучило.

Ответ, каким будет 2019-й, сильно зависит от того, кто отвечает. Я сейчас не о 8–10 процентах катастрофистов, которые, по многолетним выкладкам Института социологии РАН, всегда ждут худшего — ​независимо ни от цен на нефть, ни от спортивной формы вратаря Акинфеева. О вполне здравых людях, вроде нас с Серегой, которые оценивают перспективы, как рубашку, что ближе к телу.

Есть вещи, в которых мы точно сходимся. Когда в Керченском проливе пограничники остановили москитных провокаторов с Украины, у нас расхождений не было. Да, это нам не улучшит в 2019-м отношений с миром, нас с удвоенной силой объявят агрессорами, призовут не пускать в загранпорты, отключат от SWIFTа («лилипуты, что с них взять», комментирует Серега). Но когда на твою границу лезут, надо действовать ровно так. Не оглядываясь на последствия. Иначе они будут в сто раз хуже.

А есть вещи, в которых мы не сходимся. Ну, к примеру, Серый считает подставой увеличение в 2019-м НДС до 20 процентов. По его мнению, это сильно подрывает возможности встретить 2020-й с крабами в оливье. В лучшем случае с колбасой. Он вообще полагает, что в правительстве у нас сидят лютые вороги. Им президент (он хоть и соглашатель в пенсионном вопросе, но другого Серега пока не придумал, не Навальный же, свят, свят) про рывок и рост ВВП, а они налог подымать! Ни ума, ни фантазии! Как можно поднять ВВП, придушивая налогами экономику? Серега верный глазьевец и вообще за вброс денег и промполитику, а не за либеральное скупердяйство. По его словам, народ только и ждет, чтобы начать строить, чего нет, поднимать, что лежало и импортозамещать, все что под руку попадется — ​от «мерседеса» до креветки, Беларусь нам в помощь.

Звучит отлично. Но я ему робко возражаю: а вдруг нет? Тычу ему социологией в очки: народ по-прежнему сильно в этом вопросе уповает на государство. Да и вообще — ​в одиночку, против глобального мира… Это надо сначала условия создать. Вот в военной сфере у нас неплохо получается, так мы на то и ядерная держава, и ракета у нас гиперзвуковая, и лазер наш крепок и нейтроны быстры. А вот по бекону, по корнишону, по пармезану только-только с колен встаем. А машины с самолетами только-только на отечественные запчасти переходят. Туго переходят. Подзабыли мы, как подвеску сделать без Макферсона. Будем — ​и надо — ​вспоминать, и 2019-й вполне подходит для таких целей, но только без шапкозакидательства. Нам еще в будущем году два газовых потока надо достроить под артиллерийское противодействие конкурентов, которые умению зубами выгоду выгрызать самого Серегу могут поучить.

Вот и давайте в 2019-м году вцепимся — ​решим несколько задачек, которые оставил нам 2018-й. К примеру: установим, кто изнутри просверлил наш прекрасный космический корабль. А может, напружимся да заодно ответим, действительно ли на критической линии дзета-функции Римана функция Тодда имеет предел, обратный постоянной тонкой структуры? А? Понятное дело, что под функцией Тодда понимается предел аналитических функций. А что? Дефицит пармезана у нас давно, что не помешало Перельману доказать гипотезу Пуанкаре.

Или вот еще амбициозный вопрос: как нам на прочие сферы распространить опыт футбольной сборной России — ​2018, которая ни шатко ни валко играла на предварительном этапе, а потом включила ногу Акинфеева — ​и пробилась, куда не пробивалась сроду? Этот фактор нас часто в истории выручал, «Барклай, зима иль русский Бог», но вот перевести бы везуху на постоянку…

Ладно, пойду оливье дорезать.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции