01.09.2018
Закон «об информаторах», позволяющий на систематической основе материально поощрять осведомителей правоохранительных органов, породил бурную дискуссию. Тема оказалась не отвлеченной, по накалу полемики было заметно, что она всерьез интересует многих в практическом плане: сколько буду платить? когда? как?
Сторонники закона говорят о том, что этот шаг повысит раскрываемость преступлений и к тому же сблизит добропорядочных граждан с полицией. Мол, МВД станут больше доверять и активнее сотрудничать.
Но понятно, что есть в этой ситуации и негативная сторона. В последние годы в России появились целые волонтерские организации, которые занимаются «мониторингом экстремизма» в социальных сетях. Деятельность их воспринимается обществом неоднозначно, потому что каждое уголовное дело за репост картинки или мема — это всегда скандал. А именно поиск таких публикаций и является сейчас особой частью работы правоохранителей из управлений «К» и «Э».
Есть волонтерская кибердружина в Екатеринбурге. Действует целая сеть активистов, которые «шерстят» сообщения пользователей. Руководит организацией некий студент медицинского колледжа, естественно, без юридического образования. Волонтеры пересылают ему «подозрительные» публикации со ссылками на аккаунты, а дальше он, основываясь на своих представлениях об экстремизме, формирует отчеты и шлет их в ресурсный центр. А уже руководство отправляет их в полицию. В дружине состоят около 150 человек. И это на добровольных началах. А теперь представьте, что за подобную деятельность можно будет получать деньги.
Конечно, преступников необходимо оперативно ловить, судить и наказывать. Но даже с утилитарной точки зрения стоит задаться вопросом: помогут ли информаторы полиции? Или попросту перегрузят систему своими кляузами на все и на всех? А вот помехи в работе правоохранительных органов на руку как раз реальным преступникам.
Второй важный аспект — общая экономическая ситуация в стране. Граждане, скажем мягко, с золота не едят. Многим не хватает и на коммуналку. Для кого-то и тысяча рублей — хорошие деньги. А за информацию можно получить в разы больше. Готово ли общество к таким щедрым подаркам? Стоит напомнить, что за пятьсот рублей люди убивают друг друга: не изощренно, не пряча следы, а просто — тюк топором, без изысков. Знают, что попадутся, сядут, но все равно идут на преступление. Об этом чуть ли не ежедневно рассказывают полицейские сводки. Нарушители закона в России — не Мориарти, все, как на ладони. Возможность просто так получить, скажем, десять тысяч — величайший соблазн, особенно если учесть, что теперь есть идеальное моральное оправдание.
В том же Екатеринбурге руководитель кибердружины заявил журналистке, что под его понятие «экстремизма» подпадают и изображения с оружием, алкоголем и табаком. Даже тематические сообщества со «слишком грустной музыкой» вызывают у него подозрения в пропаганде суицида. Человек ведь искренне хочет помочь государству. Но на выходе получается чистая охота на ведьм. Пока никак не оплачиваемая. Что делать с общественниками, у которых рвения больше, чем разума, — большая проблема уже сейчас. Вместо того, чтобы ее решать, мы усугубляем и без того непростую ситуацию.
К сожалению, вместо ожидаемого сплочения мы можем получить глубочайший раскол в обществе. «Никому не верь, веди себя тихо, не отсвечивай, а то настучат». «Сдаст» тебя любой». «Впрочем, и ты сам попробуй». Самое опасное же состоит в том, что за валом сообщений может затеряться действительно важная информация: ресурсы у МВД велики, но не безграничны.
Так что если и поощрять помощников полиции, то в первую очередь нематериально. Грамотами, благодарственными письмами: бдительному гражданину будет приятно, но нажиться на этом он не сможет. Для специальных случаев разумно предусмотреть выплаты, но сделать их следует исключением из правил.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции