02.08.2018
В Перми отменили намеченный на 4 августа «Парад зомби». Никаких административных решений не выносилось, о запрете речь не идет. Столкнувшись с критикой местной епархии, мусульманского духовного управления и родительских общественных организаций, люди, которые придумали шествие «живых мертвецов», решили эту странную акцию не проводить.
Нашлось место и для дискуссии в региональной прессе: точка зрения обеих сторон была представлена, возможность прокомментировать свою позицию получили и те, кто против подобной формы досуга, и те, кто поддерживает. Первые победили.
Случившееся отрадно по многим причинам. Начнем с того, что мода на зомби — одно из самых отвратительных и глупых явлений современного масскульта. В нем соединяются все формы разложения сразу. Буквально речь идет о расчеловечивании.
Хедлайнерами темы выступают сериалы, скроенные обычно по одним лекалам: группа выживших после катастрофы людей сражается с восставшими мертвецами, люди учатся (иногда, к счастью) понимать этих уродцев, которые вчера были твоими соседями. Пропаганда весьма действенная, потому что сделаны фильмы тщательно и не топорно.
Нельзя сказать, что нынешний человек, которого оболванивают со всех сторон, настолько разумен и здравомыслящ, что может позволить себе легкую игру в «мертвяков без мозгов». Судя по соцопросам, некоторая часть нашего общества всерьез верит в силу колдунов, магов, экстрасенсов и целителей. Не от большого ума, надо полагать.
И без зомби нам хватает примеров того, как безмозглость возводится чуть ли не в добродетель («Дом-2», пожалуй, тут все еще впереди, но конкурентов много).
На самом деле, изображать разлагающийся труп, который издает нечленораздельные звуки и одержим лишь голодом, — значит унижать достоинство человека, это проявление очень симптоматичной жизненной философии. Не случайно зомби-парады пользуются популярностью там, где пахнет большой бедой, как, к примеру, в Киеве в марте 2014 года.
Отдельно стоит отметить, что любые отсылки к культурной традиции в данном случае работают плохо: одно дело, когда мексиканцы у себя на родине организуют «День мертвых». Пусть эта эстетика нам и непривычна, но любому понятно, что речь идет об уважении к прошлому, о памяти, о национальных особенностях. Пермь — не Мехико, в зомби-параде никакого сложного контекста, очевидно, нет.
Самое важное в этой истории состоит в том, что никому ничего не запрещали, как это иногда у нас принято. Столкнувшись с коллективным неприятием общества, организаторы догадались, что перегнули палку.
Никакой истерики не случилось. Большинство высказало свое мнение, с ним пришлось согласиться — не потребовалось ни государства (в лице чиновников, которые, конечно, могли прямо вступить в борьбу с зомби и выглядели бы при этом весьма странно), ни полиции, ни громкой ругани в СМИ и социальных сетях.
Спокойная интонация — важная примета времени. Мы очень любим впадать в крайности: или раздаются призывы разрешить вообще все, вплоть до наркотиков («а что, дети же просто развлекаются», да?), или «сверху» издают сто запретов на ровном месте. Необходима золотая середина, разумные ограничения, часть из которых, конечно, должна исходить именно от общества.
То, что случилось в Перми, — небольшой, но важный шаг в правильном направлении. И «попы»-то, как выяснилось, не «мракобесы», и говорить мы умеем не на повышенных тонах, а с аргументами, и слушать друг друга учимся. Главное — проблема осознана содержательно. Не «вы нам не нравитесь, идите вон», но «вы делаете вещи, которые вредят людям, и мы — против, прекратите».
Особенно важным был голос родителей. Любители парадов потусуются и разойдутся, а с практическими последствиями внушенной детям социальной болезни — нечистоплотностью и антисанитарией, обжорством, ленью, агрессией — придется разбираться тем, кто их растит. Так что люди имеют полное право защищать своих детей от сторонних вторжений и паразитических вирусов. В рамках закона, разумеется. Без угроз. Но спокойно и твердо.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции