Эх, дороги...

Владимир ХОМЯКОВ, сопредседатель движения «Народный Собор»

28.06.2018

Недавно западные СМИ разразились целой серией материалов о том, что все пропало, ведь «русские идут!». На этот раз жалели и «спасали» страны Балтии, которые известны политическими наскоками на Москву и твердой верой в то, что «НАТО придет, порядок наведет».

Как сообщила газета The Washington Post, недавние учения военно-политического блока показали, что с «придет» будут большие проблемы. Дороги в Прибалтике — плохие и узкие, а ржавые мосты, как, впрочем, и в Польше, могут не выдержать нагрузки при прохождении тяжелой военной техники. Ширина железнодорожных путей — «советская», то есть несколько больше европейской, а значит, на границе все придется перегружать на поезда, приспособленные к этой колее.

А еще в роли союзника злокозненных русских выступают бюрократические стандарты Старого Света. В Германии, например, военной технике разрешают проезд по дорогам только ночью. И Швеция, которая хоть и не член НАТО, но активно с этой организацией сотрудничает, и вовсе требует сообщать о передвижениях по ее территории войск союзников за целых три недели. Всего же военным предстоит пройти 17 различных процедур. Какая уж тут оперативность?

При этом Эстония, Литва и Латвия соединены с другими странами Альянса только через «Сувалкский коридор» — 100-километровую польско-литовскую границу, по краям которой Белоруссия и Калининградская область. Россия в случае войны, перерезав его, как полагают в корпорации Rand, захватит все три столицы стран Балтии менее чем за 60 часов. «Если вы добираетесь туда 45 дней, вы просто опаздываете на бой!» — горестно восклицает генерал-майор Стивен Шапиро, отвечающий за передвижение армии США по Европе.

Получается, что с военной точки зрения все разговоры о «спасении Прибалтики от злого Путина» гроша ломаного не стоят. Тогда к чему весь поднятый вокруг этой темы сыр-бор?

В советские времена, как многие еще помнят, Эстонию, Латвию и Литву всерьез делали «витриной социализма», вливая огромные деньги. Приезжающие иностранцы должны были видеть, как процветает в составе СССР эта его «самая европейская» часть. В итоге не располагающие собственными ресурсами, а до присоединения к Советскому Союзу и сколько-нибудь серьезной промышленностью, республики сказочно разбогатели. Косвенным итогом «синдрома любимого ребенка», которому все можно, стало для этих государств, с одной стороны, убеждение, что «им обязаны» и потому давать будут всегда, а с другой — подсознательный комплекс исключительности: мол, если живем лучше всех, значит, именно мы — лучше всех и есть. Эти две мифологемы сыграли не последнюю роль в определении позиции прибалтов при распаде Союза. Катастрофу многие приветствовали, надеясь вместе с полученным «наследством» влиться в Европу, а заодно и урвать что-то от дискриминации «понаехавших» русских.

Итог получился предсказуемо печальным. После распродажи советского работать негде, и сегодня изрядная часть населения подалась в Европу. Когда-то лучшие в СССР, дороги и инфраструктура (что в НАТО и отметили) приходят в негодность. Балтийские порты, на транзит через которые так рассчитывали, Россия сегодня целенаправленно заменяет собственными... Так что нашей стране такая «витрина» и даром не нужна. Да и Евросоюзу все меньше нравится содержать новоприсоединенные постсоветские окраины.

В общем, оказалось, что единственное, чем три прибалтийских карлика могут Запад заинтересовать, — стать плацдармом при военной агрессии против России. Для руководства этих стран заманить на свою территорию натовскую группировку — предел мечтаний, конечно. И пусть Европа их кормит! Но — о горе! — теперь выясняется, что даже тут Латвия, Литва и Эстония оказались несостоятельными.

Вот и хорошо. Может, военные из НАТО десять раз подумают, прежде чем воевать с Россией. Потому как дороги и у нас, скажем прямо, в большинстве регионов тоже неважнецкие, а отъедешь от райцентра, так и вовсе одни направления. Железнодорожное полотно тоже «чересчур широкое». Партизаны появляются неведомо откуда, стоит только кому-то явиться нас «цивилизовывать». Армия сегодня — не чета той, что была при Борисе Ельцине. Да и народ наш к внешнему принудительному воздействию традиционно невосприимчив: стоит только кому границу нашу перейти — тут же напрочь забывает про претензии к власти, соглашается терпеть любые тяготы и дружно стреляет в одну сторону.

Но и нападать на бывшие советские республики нам незачем. Что с них взять? Болота? Хутора? Руины? Ради чего России покорять рижских пенсионеров? Думать об агрессии России могут сегодня люди, скажем мягко, не слишком далекие. И прибалты, конечно.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции