По законам немирного времени

Кирилл БЕНЕДИКТОВ, публицист

14.06.2018

Недавняя трагедия в Волгограде пропитана дурным символизмом. Поздно вечером 11 июня поблизости от грузового порта Ворошиловского района города шедший без опознавательных огней катамаран столкнулся с баржей. На судне было 16 пассажиров. Погибли 11 человек, пятеро — чудом выжили. По словам капитана баржи, организовавшего «спасательную операцию», когда людей доставали из воды, они даже не пытались сами себе помочь — просто лежали. «Все были в состоянии опьянения. Кто-то побольше, кто-то поменьше», — сказал он.

Проще говоря, затонула прогулочная лодка, на которой не было ни одного трезвого человека. У ее капитана в крови обнаружили 2,17 промилле алкоголя — почти столько, сколько у мужчины его комплекции могло быть после употребления пол-литра водки.

И это обстоятельство вряд ли кого-то удивит, ведь компания, собравшаяся в тот вечер на роковом катамаране, отмечала день рождения майора ГИБДД Виталия Неграша. А капитаном судна был не простой «речник», а экс-депутат Волгоградской городской думы и экс-глава Калачевского района Волгоградской области Дмитрий Хахалев.

То есть буквально — «лучшие люди города». Провинциальная элита, «сливки».

Некоторой пикантности добавляет тот факт, что Дмитрий Хахалев являлся, выражаясь без обиняков, преступником-рецидивистом. Еще будучи депутатом, он избил сотрудника полиции (безнаказанно), затем в здании обладминистрации устроил грандиозную драку с адвокатом Нижегородовым, ранее судимым за убийство (местные СМИ деликатно сообщают, что побоище привело «к некоторым разрушениям интерьера»). Долгое время Хахалеву все сходило с рук. Не столько из-за его депутатства, сколько из-за того, что его приемный отец, генерал-лейтенант Игорь Сизов, долгие годы возглавлял Управление службы исполнения наказаний области, то есть тоже входил в городскую элиту, причем в ее высший круг.

Однако в 2008-м Хахалеву все-таки пришлось ответить за свои «шалости». На дружеском пикнике он попытался склонить к сексу жену офицера ФСБ, за что получил по лицу. Но не утихомирился, а съездил за карабином «Сайга», из которого открыл огонь по недавним «приятелям». Никого не убил, но шуму наделал изрядно. Поскольку компания тоже состояла из непростых людей, его, наконец, осудили на четыре года. Через три Хахалев вышел по УДО. Открыл собственную турбазу «Хата атамана» и продолжал вести веселую жизнь в компании местных «элитариев» — вплоть до 11 июня 2018 года.

Это очень типичная история. Почти в каждом российском городе есть такие «хахалевы». Иногда они с рождения принадлежат к правильным «династиям». Иногда добиваются своего статуса изворотливостью или удачным браком. Положение в «элите» ставит их выше закона, поскольку суровость законов в России все еще — и часто — компенсируется необязательностью их исполнения. Но эта необязательность избирательна. Простого человека прокуратура может «упаковать» по полной, а персонажа своего круга пожалеет, проявит гуманизм. И этот гуманизм потом убьет одиннадцать человек, по иронии судьбы принадлежащих к той же «элите».

Самое, однако, ужасное, что ничтожно малый процент знакомых, коллег и просто земляков таких «хахалевых» и «неграшей» видит в подобной ситуации нечто ненормальное. Ты майор ГИБДД? Значит, ты и твои родственники, а также друзья и «полезные знакомые» могут нарушать ПДД, не пристегиваться за рулем и даже вести машину в состоянии алкогольного опьянения. Логично, да? Потому что кто посмеет привлечь к ответственности друга человека, занимающего столь важный пост.

Ты бывший депутат и родственник генерала ФСИН? Значит, спокойно можешь избивать полицейских и адвокатов, потому что все — от участкового до судьи — понимают, что ты не простой человек. Что за тобой стоит могущественный папа (дядя, тесть, кум). Закон? А что такое закон? Многие помнят «золотую судью» из Краснодарского края, Елену Хахалеву, по иронии — однофамилицу волгоградского горе-предпринимателя. Она отлично себя чувствует, СМИ пишут о том, что покупает недвижимость на Рублевке. Нельзя сказать, что по России после этой новости пронесся вопль изумления: «Да как же возможно?» Известно, как возможно.

Проблема ведь не в том, что элита на местах пользуется своим положением. А в том, что народ в подавляющем большинстве считает, что такая ситуация нормальна или, по крайней мере, неизбежна, как смерть или налоги.

Одиннадцать «лучших людей» Волгограда погибли из-за пренебрежения к законам, которые запрещают капитану вести судно в пьяном виде и идти в темное время с выключенными огнями, а пассажирам катамарана — не пользоваться спасательными жилетами. Бывший депутат, майор ГИБДД и их гости из числа волгоградской элиты привычно считали, что они выше закона. Жаль, что они уже не извлекут из этой трагедии никаких уроков.

Но мы-то еще живы. И если в последнее время нам обещают «непопулярные меры», может быть, стоит начать как раз с полного отказа в гуманизме по отношению к этим региональным «элитам»? Потому что или они будут пить, гулять, драться и тонуть, или — тот самый «прорыв», о котором говорит федеральный центр. С этими «лучшими людьми» никакого будущего точно не построить.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции