17.05.2018
Предполагаемые изменения в правилах в первую очередь нацелены на женское одиночное катание. Действительно, в 15 лет девушки еще не полностью сформированы физически и имеют небольшую массу тела, что позволяет им гораздо легче выполнять сложные прыжки и некоторые другие элементы. Но не стоит забывать о рисках перегрузки юного организма. Детали очень важны, и многое зависит от того, насколько человек одарен в физическом плане и как строит тренировочный процесс его наставник. Здесь очень тонкая грань: у одних все пройдет гладко, а у других «полетят» связки.
На мой взгляд, стоит ввести лимит с 16 лет для всех, чтобы не поднимался вопрос дискриминации по половому признаку. Потом на некоторое время оставить эту тему в стороне и посмотреть на результаты. Известно, что девушки быстрее юношей выходят на высокий уровень — координации, хореографии, скольжения, а также сложных элементов, в том числе прыжков в три оборота. Конечно, бывают феномены, но в общей массе 13-летние девочки сильнее сверстников-мальчишек. А лет с 18 — уже парни вырываются вперед.
В то же время не стоит забывать, что процесс физиологического взросления у разных людей может сильно отличаться. Тогда возникнет логичный вопрос: а что делать со спортивными парами и танцорами? Наверное, им тоже следует поднять возрастной ценз. Еще не забыты времена, когда на лед выходили 13-летние, легкие, как пушинки, фигуристки, которых партнерам было на порядок легче выводить на сложные поддержки, выбросы и прыжки, чем взрослых спортсменок.
С этой точки зрения введение лимита вполне обоснованно. Правда, не совсем понятно, что делать тем, кто уже освоил сложнейшие элементы, но не сможет предъявить их публике до наступления совершеннолетия. Выход один: выступать на детских турнирах. Но тогда возникнет парадоксальная ситуация, когда юниоры станут кататься лучше взрослых. Ярче и техничнее. Соответственно будут привлекать больше зрителей и рекламных денег. И это коснется не только россиянок, но и представительниц других стран.
Поэтому изменениям по части возрастного лимита должна предшествовать длительная подготовка в Международном союзе конькобежцев. В ISU работают разумные люди, и резких движений от них ждать не стоит.
Любые новшества, даже если они действительно назрели, должны вводиться постепенно и с уважением к тренерскому труду. На своем примере отмечу, что подготовку подопечных к нынешнему сезону планировал с учетом изменений правил, которые вступят в силу с июня 2018 года. В частности, произвольную программу решили укоротить. Это хорошо для более динамичной телевизионной картинки, но у наставников появляется головная боль: как в сжатый временной отрезок максимально уместить все задуманные элементы. Тренерам придется постараться, чтобы выступления не превратились в набор гимнастических трюков, следующих один за другим.
Есть еще одно изменение: теперь за хорошее или плохое исполнение одного и того же элемента будут добавлять или вычитать не три, а целых пять баллов. То есть мы видим смещение акцента от сложности к большей выразительности и чистоте исполнения. Можно сказать, что на наших глазах в фигурном катании происходит «тихая революция». Процесс постоянного усложнения программ подходит к завершению, и мы наблюдаем обратную тенденцию. В самом ближайшем будущем тренерам и спортсменам предстоит адаптироваться к новым реалиям, но лидеры с этим справятся.
Артур Дмитриев, двукратный олимпийский чемпион по фигурному катанию
Между досужими разговорами и официальным решением — пропасть. Дискуссия о принятии возрастного лимита в фигурном катании ведется исключительно в СМИ. В любом случае столь серьезные решения быстро не принимаются, процесс может затянуться на несколько месяцев. Давайте сначала выслушаем все аргументы сторонников возрастных ограничений.
Лично я не считаю ранний выход на международный уровень однозначно вредным для здоровья юных спортсменов. Если фигуристка способна в 14 лет прыгать четыре оборота, то зачем ее искусственно сдерживать? Да, говорят, что бывают травмы. Но серьезные повреждения случаются и у танцоров, которые вообще не прыгают. А по статистике у тридцатилетних гораздо больше проблем со здоровьем, чем у подростков.
Понятно, что за лимит высказываются представители заинтересованных стран, которым как кость в горле успехи России в женском катании. Так много сильных одиночниц в одной стране в истории фигурного катания еще никогда не было. У нас сейчас несколько спортсменок четверные прыгают, при этом еще и артистичность вполне приличную показывают. Поэтому неудивительно, что некоторые конкуренты хотят наши позиции ослабить, хотя в прежние годы успехи юниорок всячески превозносили. История знает немало примеров, когда в 15 лет выигрывали Олимпийские игры или чемпионаты мира. Достаточно назвать имена Мишель Кван, Тары Липински, Сары Хьюз. У некоторых из этих вундеркиндов потом складывалась долгая успешная карьера, а другие в двадцать лет не могли и близко повторить свои чемпионские прыжки. Никто не поднимал шума и по поводу победы Юлии Липницкой в командном турнире на Играх в Сочи, поскольку тогда тотального превосходства россиянок специалисты еще не предвидели.
Пока нельзя даже гипотетически сказать, могло бы это решение ослабить конкурентоспособность нашей команды или, наоборот, усилить ее. Да, в случае введения лимита олимпийскую чемпионку Пхенчхана Алину Загитову и еще какую-нибудь юную одиночницу на ближайший крупный турнир не допустят. Но в сборной России есть Евгения Медведева и еще целый ряд очень сильных фигуристок старше восемнадцати лет. У нас в каждой из дисциплин добротная скамейка. А вот в некоторых странах даже с богатыми победными традициями в фигурном катании (например, в Японии) есть способные одиночники, но почти нет пар международного уровня. Встречаются и такие сборные, где одна и та же спортсменка представляет страну на юниорском и на взрослом чемпионатах мира. Вот они пострадают в плане результатов больше всех и, как следствие, лишатся важных квот для участия на следующем первенстве. Самое печальное, что на главных соревнованиях женское одиночное катание потеряет целый ряд ярких фигуристок, что скажется на посещаемости. Может быть, инициаторам идеи сомнительных ограничений не стоит рубить сук, на котором мы все сидим...
В любом случае новшество могут принять только после голосования членов ISU от многих стран. Кому из них лимит выгоден, а кому нет — с ходу сказать невозможно. Надо будет вникать в детали проекта, которых сейчас никто не знает. Но даже если изменения произойдут, на России они серьезно не скажутся. Наша страна при любых раскладах останется на лидирующих позициях.
Валентин Писеев, генеральный директор Федерации фигурного катания России
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции