16.05.2018
Прошлое не отпускает нас, к нему мы возвращаемся, о нем спорим, на него равняемся. Но хорошо бы, не забывая о днях минувших, учиться видеть и понимать тех, кто идет нам на смену. К счастью, исследований, позволяющих узнать племя младое, проводится все больше. Жаль, что интерпретация результатов часто оставляет желать лучшего.
Так, например, в Высшей школе экономики провели опрос, целью которого было определить, какова гражданская идентичность студентов ведущих московских вузов (МГУ, МГИМО и ВШЭ). Итоги представили на днях в «Ельцин-Центре». Ученые бьют тревогу: молодежь… за грехи предков каяться не собирается. Гром среди ясного неба, шок. Ведь, казалось, совсем недавно один школьник просил прощения перед бундестагом, а до этого Денис Карагодин из Томска навел в Сети шуму своим поиском сотрудников органов госбезопасности, расстрелявших его прадеда.
Вспомним, что — еще до перестройки — в США и Западной Европе за «преступления советского режима» призвали покаяться именно русских. Скажем, Милан Кундера полагал, что танки в Праге и ГУЛАГ напрямую вытекали из нашей культуры и сознания. Этот стереотип пестовался десятилетиями и постепенно прижился.
Медленно, но верно западному обывателю внушали, что Гитлер, конечно, был ужасным человеком, но боролся он против «кровавых большевиков», а их самая злодейская часть была представлена русскими, которые никуда не исчезли. Более того, живут себе в собственной стране и отказываются признаваться в содеянном.
К 90-м призывы к покаянию стали модными и у нас. Если ты не просил прощения за реальные и мнимые грехи Советского Союза (и особенно, разумеется, за 37-й год), то выходило, что у тебя нет совести и души. Получалось, что лично ты — пособник «чекистов, замучивших сотни тысяч в тюрьмах и лагерях». Разумные люди вежливо интересовались: а каким боком здесь наши современники? Да как же, отвечали адепты раскаяния, все ведь потомки «тиранов и палачей». На то, чтобы эта странная логика стала мейнстримом, положили уйму сил и средств.
И в какой-то момент могло сложиться впечатление, что мысль о покаянии успешно внедрена в общественное сознание. Но вот перед нами — исследование, и выясняется, что учащиеся МГУ, МГИМО и ВШЭ отказываются признавать свою вину за 1937 год. Подростки так и спрашивают: «Я тут при чем? Я что — предатель?» И это, заметим, столичные, либеральные, прогрессивные студенты. А проведи кто подобный опрос в провинции, результаты были бы еще более показательными. Молодые люди за прошлое страны не стыдятся. Признавая, что в истории случалось всякое, они тем не менее полагают, что поводов для гордости — куда больше.
Ответственность — материя сложная, она индивидуальна как с точки зрения морально-нравственной, религиозной, так и по закону. Даже сын за отца, как мы помним, не отвечает. Когда Ханна Арендт писала по итогам процесса над Эйхманом в Иерусалиме свою знаменитую работу «Банальность зла», то, безусловно, была права в том, что нацизм — это осознанное решение каждого, а не результат пропаганды. Из прошлого надо делать выводы, чтобы не допустить ада в будущем. Вместо этого либералы продолжают протягивать вину в настоящее, составляя бесконечные списки палачей и жертв.
Выводы, к слову сказать, новым поколением сделаны. Исследование ВШЭ выявило, что главным событием студенты считают Великую Отечественную войну, а о Ельцине помнят в основном то, что он любил выпить. Итоги опроса преподносятся как глубочайшая драма: мол, посмотрите, до чего мы дожили — дети и каяться не хотят, и Бориса Николаевича не любят, и победами прошлого гордятся. Но можно объяснить все иначе: за годы пропаганды отечественную историю не удалось выкрасить в один — черный — цвет. Молодежь понимает, что все намного сложнее. История страны слишком трудна, чтобы оценивать ее однозначно, с монолитных позиций.
Не лишним будет напомнить, что жизнь все расставляет по своим местам, а легенду пишут победители. Те, кому есть чем гордиться. И не случайно респонденты называют главным событием Великую Отечественную войну. Мы не просто победили, но сохранили достойную память о годах тяжелейших испытаний и подвиге народа.
Молодежь, которая почти вся сидит в Сети, может сравнивать разные позиции, противоположные точки зрения, искать информацию и анализировать ее, и то, что либералы сегодня хватаются за голову, пытаясь объяснить самим себе, что же пошло не так, — отличная новость.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции