25.01.2018
На этой неделе СМИ принялись с энтузиазмом обсуждать «сенсацию», автором которой невольно стал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. В недавнем интервью каналу «Россия 1» он признал, что у Владимира Путина бывают контакты и телефонные переговоры, о которых журналистов не информируют. Случаются и международные встречи, о которых Кремль не сообщает, да и вообще рабочий день Путина куда более «насыщенный и содержательный, чем это можно увидеть по телевизору».
Понять возникшую по этому поводу истерику журналистов, тут же начавших мусолить возможность тайных контактов Путина и Порошенко, сложно. А что необычного сказал пресс-секретарь? Что не все международные контакты лидеров попадают в прессу? Что не все межгосударственные договоренности тут же вываливают напоказ широкой публике? Но это давно и всем известно. Более того, без такого подхода международная политика давно превратилась бы в дурное подобие ток-шоу. Что же до контактов Путина с Порошенко, то, по информации «Коммерсанта», который ссылается на свои источники в Киеве и Москве, только за первые два месяца 2017 года главы России и Украины провели четыре телефонных разговора. И что? Земля налетела на небесную ось?
Если же кого-то интересуют реальные тенденции международной политики, рекомендую обратиться к последним выступлениям министра иностранных дел Сергея Лаврова, который как никто умеет рассказать о подоплеке происходящих в мире событий. Скажем, недавно он совершенно точно назвал одну из главных причин нынешней агрессивности американцев — «ощущение утраты возможности влиять на все процессы в мире в интересах США», что имело место и сразу после Второй мировой, и даже в период холодной войны.
Вот она, настоящая сенсация, объясняющая многое — и наскоки Трампа на Северную Корею, и провокационный выход США из иранской «атомной сделки», и продолжающиеся попытки дестабилизировать Россию изнутри и втянуть ее в военные конфликты, причем желательно на нескольких фронтах сразу.
Давайте посмотрим — кругом провал. На «сирийском фронте» Турция, взбешенная планами США создать на ее границах подконтрольную американцам 30-тысячную курдскую группировку, предназначавшуюся не то для свержения Асада, не то для отвоевывания у соседей территории под государство Курдистан, начала операцию «Оливковая ветвь». Уже несколько дней десятки турецких самолетов утюжат позиции курдов и разнесли военный аэродром Мининг, через который шло снабжение оружием курдских союзников Америки. На территорию рвутся и сухопутные турецкие войска. При этом Белый дом этот наскок вынужден терпеть: не сбивать же самолеты своего союзника по НАТО?
Россия в сложившейся ситуации ведет себя хотя и цинично, но абсолютно рационально с точки зрения своих интересов. А именно — не мешает Эрдогану бороться с проамериканскими курдами, которых готовят воевать с нами, но при этом, разумеется, выражает «озабоченность» тем, что вчерашние союзники убивают друг друга. Сирия протестует из-за разборок на своей территории, но тоже не вмешивается.
На «западном» антироссийском фронте положение у США немногим лучше. Украина становится символом того тупика, куда зашла американская политика. Не так давно Верховная рада приняла пресловутый законопроект о реинтеграции Донбасса, который объявляет Россию «агрессором» и позволяет Киеву вводить войска на территорию ДНР и использовать их там без объявления войны. Спрашивается — против кого, если, по мнению киевских пропагандистов, там сплошь «российские войска» и завезенные извне сепаратисты? Стало быть, по логике — нужно объявлять войну «стране-агрессору». Но нет! Даже военного положения на Донбассе и разрыва дипломатических отношений с Россией не произошло — депутаты категорически против. Получается как в известном анекдоте: на бандеровском митинге было два основных лозунга — «Москалей — на ножи!» и «Москва, дай кредит на ножи!». Вендетта по-киевски.
Тем не менее нам расслабляться не стоит. Закон, окончательно похоронивший Минские договоренности, принят, и сложно расценивать его (как и мягкую реакцию на этот шизофренический документ Запада) иначе, чем подготовку войны с Россией руками Украины. Цель понятна: спровоцировать нашу страну на ввод войск, навязать наземную операцию и тут же попросить введения контингента НАТО. План — не тайна, все это прочитывается слишком легко.
Но Россия продемонстрировала в Сирии способность вести войну дистанционно. Самые разумные украинские военные уже поняли, чем может кончиться дело, и начали заблаговременно разбегаться с Донбасса — не поодиночке и группами, а целыми соединениями. Последний пример — самовольный уход 128-й отдельной горно-пехотной бригады, известной как «Закарпатский легион». Отправились восвояси вместе с оружием и техникой, видимо, заранее готовясь к недалекой всеукраинской смуте.
Как будет устроена «жизнь после Минска», пока непонятно. Зато слишком хорошо ясно, что Украину ждут очень тяжелые времена: госдолг вырос до рекордных 85 процентов ВВП, новый транш МВФ под вопросом, денег от ЕС Киев в начале года не получил, хотя очень на них рассчитывал. Впереди — девальвация гривны и, конечно, скачок цен. Возможен дефолт. США и Европа не спешат помогать Порошенко, так что война может показаться Украине слишком очевидной возможностью разрешить все проблемы разом. Толкают ее именно к этому — и чем дальше, тем настойчивее.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции