02.11.2017
Не совсем прав был Лев Толстой — роль личности в истории нельзя недооценивать. Даже если изменить общемировые тенденции она не в состоянии, то серьезно повлиять на ситуацию, конечно, может.
Возьмем хотя бы Каталонию, последние недели занимавшую первые полосы новостей. Она живо напомнила слова из песни Владимира Высоцкого: «Мы не сделали скандала, нам вождя недоставало». С лидером и правда не повезло. Едва конституционный суд Испании блокировал основанное на итогах референдума решение о суверенитете, а сам каталонский парламент и «женералитат» были распущены и заменены временной администрацией, как лидер борьбы за независимость Карлес Пучдемон, спасаясь от ареста, исчез. Пока что — в Бельгию, зачем-то доказывать свою правоту евробюрократам, которые в любой момент могут его выдать.
Оставшись без вождя, сторонники независимости приуныли. Тем более, что у Мадрида хватило ума не проводить тотальные репрессии, а предложить 21 декабря досрочные парламентские выборы. На что согласился даже Пучдемон, обещавший вернуться, если разделение полномочий пойдет правильно. То есть, похоже, речь теперь идет лишь о расширении прав автономии и отпускаемого ей финансирования — как это произошло в итальянских областях Венето и Ломбардии. Там 22 октября без всякого шума провели местные референдумы. Отметим, что итоги голосования носят консультативный характер и позволяют региональным властям начать переговоры с Римом.
Тем временем подуставший от борьбы с собственными элитами Трамп, очень хотевший стать вожаком всех антиклинтоновских сил, отправился поправлять имидж в Азию. Он намерен посетить Японию, Южную Корею, Китай, Вьетнам и Филиппины. Разумеется, не от хорошей жизни. После съезда китайской компартии, объявившей притязания страны на мировое лидерство, со стремительно набирающей темп Поднебесной приходится договариваться. Причем на равных. Следует также укреплять отношения с Японией и Южной Кореей для защиты от Кореи Северной.
Кроме того, местных партнеров Америки серьезно беспокоят заявления Трампа о намерении вывести страну из Транстихоокеанского партнерства, усилить торговый протекционизм и сократить военно-политическое присутствие США в регионе. Ведь именно здесь находится Индонезия — из 257-миллионного населения 86 процентов исповедуют ислам. Правда, в форме «Движения умеренных». Оно, в отличие от ближневосточных религиозных центров, вместо обоснования джихада разрабатывает экономическую и финансовую концепцию, совместимую с шариатом, и может стать радикальному исламу серьезной мировоззренческой альтернативой.
Поэтому бросок разгромленного на Ближнем Востоке ИГИЛ в Индонезию исключить нельзя. Благо местные ячейки исламистов, присягнувших запрещенной на территории России террористической организации, там имеются. А учитывая то, что в регионе пересекаются интересы Китая и США, — обе страны могут попытаться разыграть эту карту для усиления своего влияния, например, включившись в борьбу с радикальным исламом. Кстати, сравнивая умение стратегически мыслить и планировать на перспективу, я поставил бы здесь не на Трампа, а на товарища Си.
А в наши края, на Украину, американский президент направил своего alter ego — Курта Волкера. Того самого, который однозначно заявил, что в стране не идет гражданская война, а происходит некий «российско-украинский конфликт», виновата в котором, разумеется, Москва. Он принципиально не бывал в ДНР и ЛНР, а их представителей стороной переговоров не считает, при этом прибыл «реанимировать Минские договоренности». Или, точнее, перелопатить их в интересах США, чтобы «миротворцами» заблокировать не линию фронта, а границу с Россией — заставить Путина вывести отсутствующие в новых народных республиках «российские войска» и всех ополченцев. После чего Порошенко со товарищи сможет спокойно устроить вседонбасскую резню по «хорватскому варианту».
Холопский восторг по поводу приезда заокеанского «барина» в украинских СМИ и совершенно безумные надежды, что он заставит Россию сдаться, говорят о том, что сползающей в яму «незалэжной» и Порошенко лично надеяться осталось только на чудо. Ведь положение у него — врагу не пожелаешь.
Радикалы, сделавшие его президентом, недовольны размером доставшегося им «куска пирога». Они не скрывают, что «евромайдан» рассматривали лишь как возможность войти во властные структуры и уже потом совершить свою «национальную революцию», перейдя к нормальной диктатуре. Поэтому поддерживают «Михомайдан» Саакашвили и нападают на предприятия «Рошен».
Да, пока их придержал Волкер, которому — с его планом «Минск по-американски» — совсем не улыбается, если Саакашвили прорвется к власти и начнет войну за Донбасс и Крым прямо сейчас.
Но что все эти герои удумают завтра? Выходит, у Порошенко осталось всего два выхода: либо зачистить бандеровскую публику, как Гитлер штурмовиков Рема в Германии, либо начать полноценную войну с ДНР и ЛНР самому, бросив сумасшедших сторонников «единства Украины» на пулеметы.
С последним могут быть проблемы. Владимир Путин совершенно определенно заявил: резни на Донбассе Россия не допустит. Понимать это следует так: если кое-кто «перейдет красную линию», то пусть потом не обижается на последствия.
Этим словам веришь. Наверное, потому, что Путин — это вам не Пучдемон. И Запад об этом знает.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции