12.10.2017
Роспотребнадзор предложил средство борьбы с осенней хандрой. Знаменитый «Боярышник» возвращается. Название это стало именем нарицательным: под ним скрываются и всевозможные настойки, и концентраты, и пищевые добавки, и ароматизаторы на спирту — все то, что нечистый на руку бизнес приспособил для спаивания суррогатным алкоголем.
Трудно забыть новогодний ужас: в декабре прошлого года в Иркутске после употребления концентрата для ванн «Боярышник» произошло массовое отравление, умерли 78 человек — погибших больше, чем от пуль стрелка в Лас-Вегасе. Если посмотреть по всей стране, то еще с десяток таких «Иркутсков» наберется.
После той резонансной трагедии на продажу спиртосодержащей жидкости был введен мораторий, который несколько раз продлевался. А теперь вот решено вернуть все на круги своя.
Простите, но в этом нет никакой логики. Хорошо, предполагалось, что отсрочка — лишь временная мера, пока умные люди придумывают, как побороть зло. Но оказалось, что вместо решения проблемы нам попросту предложили ее на время не замечать, сделать вид, что скоро все забудется.
Но разве за эти месяцы что-то чудесным образом изменилось? Нет. Люди не стали богаче, не сделались ответственнее, да и общественная нервозность растет. Впрочем, предположим на минуту, что все осталось так же, как и было. Но ведь известно, что осень — традиционный сезон депрессий, самое время для того, чтобы «поправить» организм чем-нибудь. Если уж отменять мораторий, то летом, так было бы логичнее.
В комментариях представителей отрасли узнается наше беспечное — «бизнес и ничего личного», людоедская гримаса капитализма. Во всем можно при желании увидеть и темную конспирологию — некое проявление социал-дарвинизма, своеобразную селекцию общества. Предположения можно строить бесконечно долго — никто ничего официально не разъяснил. Роспотребнадзор почему-то не снизошел до рассказа о мотивах своего решения. Сами, мол, думайте.
Допустим, «Боярышник» выпущен на свободу «по просьбам трудящихся», чтобы было с чем осень пережить, а там и к новогодним праздникам подготовиться. В итоге на людей все и свалят, заботой о них все и объяснят: если не купит в магазине человек настойку, то отыщет что-то еще более смертоносное. И никто не гарантирует, что совсем скоро мы вновь с замиранием не будем следить за новыми трагедиями, что не завершим год и встретим новый кошмарными новостями.
Главная проблема «Боярышника» — доступность и цена — осталась. До моратория он продавался на кассах магазинов, его можно было приобрести круглосуточно (напомним, для легального алкоголя действует комендантский час).
Кроме того, спиртосодержащие продукты подделывались, и здесь не было принято никаких мер. Метиловый спирт вместо этилового — пожалуйста, в чем сложность?
Надо понимать, что подобные суррогаты — абсолютное зло и любая терпимость здесь неуместна. Не стоит демагогически ссылаться на давнюю отечественную традицию, мол, любит наш народ всякий денатурат. Не надо вспоминать про эпизоды из фильмов «Джентльмены удачи» и «Афоня», цитировать Веничку Ерофеева про какую-нибудь «слезу комсомолки». Полная глупость пытаться разглядеть в этой жидкости черты отечественного менталитета. Это пошло и подло.
Если уж говорить о традиции — то не потребления, а производства. Вот где людоедство в чистом виде. Но опыт борьбы с подобным кошмаром существует. Одно время так называемые курительные смеси и наркотические миксы были в свободной продаже, асфальт пестрел соответствующими надписями с номерами телефонов. Запрещали — дилеры меняли формулу и снова запускали продукт в продажу. Такая игра в «кошки-мышки» длилась некоторое время, пока не проявили жесткость и вопрос не решили раз и навсегда. Почему с алкогольными суррогатами нельзя проводить такую же последовательную политику?
Есть еще один аспект: конечно, описанные явления дурны и омерзительны сами по себе, но они являются сполохами чего-то большего, глобальных социальных тектонических сдвигов, катастроф. От этого нельзя прятаться.
«Боярышник» возвращается. До новых массовых трагедий? Будем надеяться, что этого не произойдет, чиновники, депутаты, силовики очнутся, проявят волю и жесткость. Алкогольные суррогаты, которые мы называем «Боярышником», — вызов обществу, проверка его волевых качеств, готовности справиться с неуправляемым торжеством хаоса. Думаете, что это большая натяжка? Многие глобальные процессы и начинаются с такого вот легкого взмаха крыла бабочки, когда теряется контроль над ситуацией.
Сейчас важно не упустить момент.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции