12.10.2017
Сегодня телевидение и интернет без умолку говорят о политике. Однако выпуски новостей и больше похожие на предвыборную полемику ток-шоу совершенно не способны дать некую целостную «картину мира», выстроить в логическую систему происходящие события. Попробуйте, к примеру, связать воедино референдум в Каталонии и очередную порцию угроз Трампа в адрес Северной Кореи… Сложно? Нет, если, поднявшись, взглянуть на происходящее в мире в целом.
Не успели опомниться от британского Брекзита (кстати, ЕС предупредил ВТО, что после выхода Британии из Еврозоны «пересмотрит» часть своих обязательств по отношению к этой организации, — интересно будет за этим последить), как референдум о выходе из Испании провела Каталония. Не помогли ни тысячи введенных полицейских, ни изъятие 10 миллионов бюллетеней, ни блокировка интернет-сайтов, ни угрозы. Нет, разумеется, итоги никто на Западе не признает, и сейчас идет сложный торг, однако очень похоже, что «бумеранг», запущенный Западом при признании отторжения от Сербии Косово, может вернуться к нему целым букетом разнообразных суверенитетов.
Каталония — Испания — ЕС: эти стороны сейчас договариваются о будущем региона, и пока рано делать уверенные прогнозы. Однако один вопрос задать стоит: где же США? Они ведь были затычкой в каждой европейской бочке.
Америка пикируется с Северной Кореей, которая, несмотря на самые страшные угрозы, уперлась всерьез и «прогибаться» не желает. Трудно сказать, что при этом движет Ким Чен Ыном — то ли информация, что во время Корейской войны американцы всерьез планировали сбросить на крохотную Северную Корею несколько атомных бомб, то ли печальная судьба Саддама Хусейна и Каддафи, которые, чтобы угодить «мировому сообществу», от ядерных амбиций отказались и до последнего пытались как-то договариваться.
Но сегодня северокорейский вождь стоит насмерть, обещая при американском нападении обрушить все, что имеет, если не на базы США, то на их флот и ближайших сподвижников — Южную Корею и Японию. И ведь обрушит, будьте уверены. Трамп это прекрасно понимает, как и то, что атака на союзников станет концом его политической карьеры, и потому воюет с отчаянным Кимом главным образом на словах. А имидж Америки как «мирового жандарма» (или лучше сказать — «мирового гангстера») сдувается при этом прямо на глазах. Не оттого ли в конце недели понадобилось разворачивать в Польше 2-ю бронетанковую бригаду ВС США? Мол, есть еще порох в пороховницах. Очевидно, что никакого практического смысла этот шаг не имеет: защищать Варшаву и Краков от России? Серьезно?
Тем временем, по словам официального представителя МИД России, воздушно-космические силы РФ продолжают защищать город Дейр-эз-Зор вместе с правительственными войсками САР. Ситуация в Сирии остается тяжелой, но криков «давайте свергнем тирана Башара Асада» давно не слышно. А ведь еще лет десять назад операция по установлению «демократии» прошла бы за несколько месяцев.
Отметим без всякого злорадства, что 10 октября профильный комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы по инициативе Венгрии осудил украинский закон о языке и указал Киеву на недопустимость подобной дискриминации. Будапешт настроен серьезно, и США, занятые внутренней войной элит, защищать режим Порошенко не спешат.
Что же происходит в целом? После распада СССР человечество оказалось запертым в «однополярном мире». Казалось, еще немного, и наступит обещанный американцем Фрэнсисом Фукуямой «конец истории» с полным идеологическим и политическим господством либеральной модели, с едиными ценностями и единым вектором развития.
Но вдруг что-то пошло не так, как планировали идеологи глобализации. Уже отпраздновавший было свою «победу» Запад вдруг обнаружил, что «конец истории» обернулся началом какой-то новой эры — все больше стран и народов демонстрируют свое нежелание жить по указу «гегемона», а двадцатилетняя «однополярность» неуклонно начинает трансформироваться в нечто принципиально иное.
Совсем уже, казалось бы, списанная со счетов Россия вдруг не просто оказалась живой, но стремительно набирает вес и влияние, а в союзниках у нее Китай, вышедший в мировые экономические лидеры. Созданный для войны с Россией режим на Украине показал свою полную недееспособность, уже потерял Крым и вот-вот лишится Донбасса. Сконструированный Западом для свержения чересчур самостоятельных светских режимов «третьего мира» исламистский терроризм волнами беженцев вторгся на территорию Старого Света. В самом же ЕС с каждым годом усиливают влияние «евроскептики», недовольные диктатом наднациональной бюрократии.
Мир, созидавшийся Западом «по Фукуяме», рушится. Все оказалось гораздо сложнее, чем любые теории, даже если они объявлены «общечеловеческими» и подкреплены мощью ракет и авианосцев. Мы присутствуем при рождении совершенно иного, нового формата международных отношений. Сложно сказать, каким он в итоге окажется. Но совершенно точно — будет он многополюсным и построенным на совершенно других ценностях и подходах, чем те, что навязывал всем уверенный в своем всесилии Запад.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции