16.03.2017
Пожалуй, самое трагикомичное в истории Дианы Шурыгиной — читать о ней колонки серьезных авторов в прессе, которая самоназывается «качественной». Если народные издания чистосердечно заняты выяснением мельчайших подробностей жизни и деятельности девушки, враз ставшей знаменитостью, то наставники молодежи, суровея, идут крестным ходом с моральным аршином в руках. Плохо представляя, куда его, собственно, приложить. К телеведущему Малахову, что ли?
Кто не знает, в чем тут дело, заслуживает не меньшей славы, чем Шурыгина. Пять — пять, Карл! — эфиров рейтинговой программы «Пусть говорят» были посвящены истории с изнасилованием 16-летней Дианы двадцатилетним Сергеем Семеновым.
О, боги, как она сама рассказывала об этом с экрана! Набоков отдыхает. Ее припухшие губки артикулируют про подружку, которая позвала на праздник непослушания (это когда уезжают родители и происходит «вписка», вечеринка тинейджеров), не предупредив, что «там будут мальчики». Хлоп, хлоп ресницами. О том, что выпила она «на донышке» (стало интернет-мемом) — и показала большим и указательным пальчиками, сколько это. Вот столечко. Потом она «заснула», а проснувшись, обнаружила рядом довольного Семенова. А чуть позже смену: второго «мальчика», которого она «оттолкнула». Счастливец проходит по делу всего лишь свидетелем, хотя поначалу «лег сверху». Семенову же впаяли восемь лет, скостив потом до трех.
Семенов, между прочим, у Дианы «валялся в ногах», умолял свидетельствовать: мол, все же было по согласию. Но в ответ дивчина гордо отвергла сделку с правосудием: она, похоже, уже учуяла запах скандальной славы. Стала примерять, словно топик к джинсикам, новую социальную роль. После пятой программы она уже заявила, что возглавит в соцсети группу для несчастных женщин, подвергшихся насилию, — «там все можно будет наконец-то рассказать». И куда делись глупенькое хихиканье, растерянность и прочий милый подростковый неадекват? Точно в телесуфлере кто-то толковый менял ей текст на вырост.
А что? Схвачен самый тренд: девушка в подобных случаях ни в чем не виновата. Раньше такую бабули у подъезда называли бы разными словами, шипели бы вслед: смотри, нагуляешь брюхо, с голым-то пупом! Сейчас все иначе. Голый уж не только пуп, но это ничего не значит, ты, пацан, сглотни слюну и не поддавайся. Если не хочешь за решетку. Поначалу пошла интересная дискуссия вокруг отпечатков пальцев спящей Дианы на известном резиновом изделии: были? Не было? Но затихла: а хоть бы и были, все равно виноват Семенов. Девушка — жертва по определению. Именно так трактуют проблему журналисты, активисты и устроители тематических флешмобов.
Впрочем, впечатляющую картину перековки лолитки в сознательного борца за женские права, которая в целом устроила бы моралистов, портит одно видео, опять-таки попавшее в Сеть. На нем, увы, нет ни подростка, ни общественного деятеля. На нем Диана, оправившись от жуткой травмы и фактически отправив насильника Семенова за решетку, веселится. Она явно под кайфом, она показывает язык, мычит, воет, она всем своим порочным очарованием молодости играет многоопытную, как бы это помягче сказать, развратницу, что ли. Моралист, если он честен, при такой картине должен проглотить свой аршин, ибо открытым остается вопрос, а какова она, Диана Шурыгина, на самом деле?
Зрители и обитатели интернета, надо признать, не особо рвутся отвечать. Они привычно поделились на две враждующие группировки. Одни (их меньше) поддерживают Диану, посылают ей лучи добра и слова поддержки. Вторые вписываются за Семенова. Их позицию можно обрисовать (если без ненормативной лексики) следующим образом: за что ты, девушка с низкой социальной ответственностью, парню жизнь испортила?
Представьте себе, дискуссии об этой истории ведутся в социальных средах, которые не заподозришь в просмотре программы «Пусть говорят». Интернет и СМИ, подхватившие тему, сделали свое дело. В задушевной беседе мне приятель такую версию изложил: а Семенов-то этот и вправду хорош. Уверен: все у них шло по согласию. Хотя и по пьянке отчасти. Это бывает. Сочетается. Девушка оказала ему доверие, он совершил, значит, деяние, спустился на первый этаж и сдуру похвалился перед приятелем. Еще и про крутую телочку чего-нибудь ввернул. Приятель ринулся наверх, получил отпор... А дальше — помнишь, как в фильме «Девчата»? Я обомлел: а чего там похожего, в «Девчатах»? А помнишь, Тося говорит Илюшке: «Только ты не задавайся, а то парни как поцелуют девчонку, сразу петухами ходят. А нам это обидно, понимаешь?» Обиделась Диана на подобное поведение, решила отомстить, вот и заявила в милицию на «петуха», прости меня грешного. Может, потом бы и отыграла назад, да поздно, из нее уже феминистку-активистку изваяли. Человека пока что не особо сподобились, а активистку — пожалуйста.
Спрос с пустой болтовни невелик, досужая версия. И насильников я однозначно осуждаю. Но... Но далеко хорошие девчата, заветные подруги шагнули в своих понятиях о свободе, равенстве, моральном и внешнем облике, а также обидах и мщении — факт. Учтите это, семеновы.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции