08.02.2017
Дискуссии, связанные с образованием, не умолкают на протяжении всего учебного года. Продолжают поступать и внедряться новые инициативы. Во вторник, 7 февраля, более трех тысяч родителей в 50 регионах сдавали пробный ЕГЭ по русскому языку, максимально приближенный к реальности. Идея понятна: пусть мамы-папы сами испытают, что к чему, и расскажут детишкам. А ранее в Туле придумали привлекать психологов, чтобы те научили ребят не бояться единого госэкзамена.
Горячо обсуждается и внеурочное школьное бытие: например, надо ли ученикам самим убирать классы, или лучше скидываться на клининговую компанию.
Внесу и я свои пять копеек. ЕГЭ, конечно, дело хорошее, а умение орудовать шваброй еще никому не вредило. Но все это лишь гарнир. А вот каким должно быть главное блюдо, то есть генеральная линия современной системы образования — тут есть над чем подумать. Прежде чем разобраться «что делать?», неплохо бы понять «чего хотим?». Без выбора цели никакое движение вперед невозможно. Причем ответ нужен ясный и предметный, образ результата — зримый и осязаемый.
Второй вопрос не менее болезненный: что представляет собой отправная точка предстоящего пути. И когда мы получим четкое понимание, то, может статься, ответ на вопрос «что делать?» придет сам собой. Ну а дальше — за работу, товарищи!
Итак, применительно к образованию первоочередная проблема: кого мы готовим. Для какой деятельности? Все эти «компетенции», разговоры об инновациях и конкурентоспособности — они порой не проясняют, а только затуманивают истину (подозреваю, для того и ведутся). Чем нынешние школьники, когда вырастут, займутся? Станут работниками народного хозяйства или офисными сидельцами? Будут развивать существующее, изобретать новое или выполнять указания заграничных господ? Тех самых «иностранных инвесторов», которых мы призываем уже четверть века.
Ответить на эти вопросы, находясь лишь на почве образования, нельзя. Надо понять, каковы планы и намерения государства. Очевидно, что собираемся проводить индустриализацию. Тогда нужны под нее кадры. Значит, должно быть достаточно инженеров, техников и рабочих, агрономов, зоотехников. Чтобы сделать страну экономически независимой, передовой, производящей большинство товаров внутри своих пределов.
Теперь посмотрим на те самые отправные точки: что происходит в школе сегодня? До 9-го класса дети так-сяк учатся по единой программе. А дальше — начинают готовиться к ЕГЭ по нескольким предметам. Иногда официально — в специализированных классах или лицеях, а порой с помощью репетиторов, курсов и прочее. В итоге к концу 11-го класса добредают до аттестата, освоив всего-навсего три предмета. Я говорю о старательных, добросовестных учениках, которые собираются поступать в качественные заведения, где требуются высокие баллы ЕГЭ. Все иные преподаваемые дисциплины они воспринимают как жужжание назойливой мухи, отвлекающей от дела. 10-й и 11-й классы в нынешнем виде — пускание по ветру громадных денег. Училки бубнят, а школяры либо играют в телефончики, либо выполняют задания по профильным предметам. И никто не парится: ведь даже те, кто вообще ничего не учит и не стремится ни к каким знаниям, тоже кое-как кое-что наверняка сдадут и в какой-нибудь универ, да поступят — число вузовских мест практически равно поголовью школьных выпускников. Эти вузы играют роль своего рода детского сада, только не для малышни, а для взрослых, они осуществляют социализацию молодняка, освобождают от армии и отдаляют на четыре-пять лет появление человека на рынке труда. К слову, по большей части институты нынче гуманитарные, к делу индустриализации слабо приложимые.
Теперь все становится ясным до прозрачности. И ответ готов: позакрывать массу коммерческих «университетов» с их филиалами, где готовят типа юристов, якобы экономистов, вроде как маркетологов. Дети получают единое базовое образование в течение восьми-девяти лет, нынешние 11 — явный перебор. Затем уходят из школы в специальные учебные заведения: техникумы, ПТУ, лицеи. После них процентов 10–20 поступят в вузы. А больше и не надо. Высшая школа — только бесплатно, но учиться должно быть очень трудно. Не справляешься — вылетаешь. Успеваешь — тебе еще и стипендию платят.
Так что вопрос о необходимости ЕГЭ, в сущности, не ключевой. Распрощаемся с ним или нет? Не об этом сейчас нужно думать. Главное, заложить систему для подготовки рукастых и головастых творцов грядущей индустриализации.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции