26.01.2017
Новость о том, что Китай разместил новейшие межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) DF-41 в приграничной с Россией провинции Хэйлунцзян, спровоцировало ворох комментариев в наших СМИ. Нигде не говорилось, что боеголовки нацелены на Москву, Питер или Нижний, однако для обывателя подобные сводки все равно выглядят откровенно тревожными. Мол, хорош друг — ракеты к границе подтягивает.
Были ракеты или нет — вопрос. Но в любом случае при чем здесь Россия? Респектабельная Global Times написала, что появление техники может быть реакцией Пекина на провокационные заявления со стороны США, на то, что американские военные высказывались неуважительно о Народно-освободительной армии Китая.
О том, что такие ракеты, даже если они существуют, не могут быть нацелены на Россию, высказались и специалисты. Действительно, их радиус — более 10 тысяч км. Это слишком большая дальность, чтобы размещать их на границе с потенциальным объектом атаки. Однако опасения настолько сильно овладели интернет-пространством, что слово взял Дмитрий Песков. Пресс-секретарь президента объяснил: «Военное строительство в Китае мы не воспринимаем как угрозу для нашей страны». Потому что Поднебесная «является нашим стратегическим союзником». После Кремля появился и официальный комментарий соседей: Китай в последнее время не размещал на северо-востоке страны МБР DF-41, «это всего лишь домыслы пользователей интернета». Что же получается — ракет не было? Откуда же тогда шум?
Пекин очень недоволен заявлениями Трампа о намерениях ввести фактически заградительные пошлины на китайские товары. Кроме того, новый президент стал откровенно заигрывать с Тайванем. А это абсолютно неприемлемо для КНР — весь комплекс китайско-американской дипломатии покоится на безоговорочном признании единственного китайского правительства. Пусть даже формально, а не де-факто. Если же Трамп начнет сближаться с Тайбэем, да еще и попытается усилить военное присутствие в Южно-Китайском море, то отношения с Пекином могут оказаться в очень опасной зоне. Понятно, что речь не идет о вооруженном конфликте, но мы сможем наблюдать все остальные формы жесткой геополитической схватки.
Впрочем, непосредственно сейчас конфликт Вашингтона и Пекина вовсе не запрограммирован — 45-й президент США может легко перейти от стадии повышения ставок к договоренностям. В любом случае размещение ракет (даже если оно и имело место, а вероятность этого существует), скорее всего, не относится лично к Трампу. Потому что готовятся подобные вещи годами и даже в пропагандистских целях не делаются в таком темпе. Новые ракеты могут появиться в рамках наращивания Китаем своих ядерных сил. А из северного Хэйлунцзяна, особенно если глянуть на глобус, удобнее всего лететь именно в США — какие-то полчаса.
Есть у КНР и более конкретный повод, чтобы сдвинуть брови — речь идет о намерении американцев развернуть в Южной Корее новую систему ПРО. Формально Вашингтон делает это для защиты от северокорейских ракет, но и в Пекине, и в Москве крайне негативно относятся к планам Пентагона. Появление такой системы нарушит баланс сил в регионе, вынудит остальных игроков подключиться к гонке вооружений. Впрочем, и данная американо-южнокорейская придумка появилась задолго до Трампа. Так что не ему отвечает Китай, а США как таковым.
Ну а желающих рассорить Москву и Пекин хватает — как у нас в стране, так и за океаном. Понятно, что частью такой политики является и постоянная антикитайская пропаганда в России, и соответственно антироссийская — в Китае. Вот и новость про ракеты в Хэйлунцзяне попытались разыграть явно в тех же самых целях.
Москва не только не намерена поддаваться на провокации, но, более того, попытается уменьшить вероятность конфликта между КНР и США, склоняя Трампа к «большой тройке». Как отметил Сергей Лавров, «структура экономики Китая, России и США такова, что здесь можно найти много взаимодополняемого в материальной и хозяйственной сфере». Все три страны играют ключевую роль и в вопросах обеспечения безопасности. «Россия с Китаем оказывали сдерживающее воздействие на попытки вносить конфронтационные, силовые решения в мировую политику, — подчеркнул Лавров и выразил надежду на то, что Дональд Трамп, ранее обещавший отказаться от вмешательства во внутренние дела других государств, «будет следовать той же линии».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции