Посол на боевом посту

Петр АКОПОВ, публицист

21.12.2016

Убийство посла всегда чрезвычайное происшествие — а уж представителя великой державы и подавно. В мирное время это повод для всеобщей мобилизации со всеми вытекающими последствиями, но сейчас, когда антитеррористическая война идет давно, про Андрея Карлова действительно можно сказать: он погиб на боевом посту ради мира на Ближнем Востоке.

В истории русско-турецких отношений за пять веков было, казалось бы, уже все — долгие конфликты и короткие союзнические отношения, ссоры и дружба, обиды и взаимный интерес. Только недавно начали процесс урегулирования тяжелейшего прошлогоднего инцидента с уничтожением нашего Су‑24 — и вот наступило 19 декабря. В Анкаре убит, застрелен в спину, посол России Андрей Карлов.

Хотя убийцы целились и в русско-турецкие отношения, все же главный мотив был шире. Покушение произошло в отместку за наше участие в сирийской кампании — за то, что мы помогли армии Асада освободить Алеппо от радикальных исламистов. Глобальные СМИ пугают детей русскими, которые «убивают невинных жителей, восставших против кровавого тирана». И вот молодой турецкий полицейский наказал тех, кто мучает «правоверных», застрелив их полпреда, — так воспринимают произошедшее многие и на Западе, и в исламском мире.

Хотя в реальности русские не просто не враги исламскому миру — мы единственная из существующих ныне цивилизаций, в которой христиане и мусульмане столетиями живут рядом — а старые, еще с 50-х годов, союзники. И в охваченной огнем Сирии у нас общие с огромным большинством мусульман интересы: мы не хотим развала этого государства и превращения его в полигон, где разведки и различные «ордена» и «братства» построят инкубатор якобы «исламского» террора.

Наша страна вернулась на Ближний Восток, и это не нравится тем, кто сто лет назад вывел арабский мир из состава османского халифата, получив контроль над правителями и финансами огромной территории. Россия мешает большой игре — в «халифат» в том числе. На сей раз «черный», создаваемый полчищами ИГИЛ. Сам по себе регион с полустертыми с карты Ираком, Сирией, Афганистаном, изгнанными палестинцами, ключевыми проливами и каналом, суннитами и шиитами, залежами нефти и газа, иностранными военными базами, евреями и христианами — главный источник проблем всего человечества, наиболее вероятное место начала планетарного апокалипсиса. Управление клапанами, регулирующими напряжение в здешнем котле, — привилегия вашингтонских «хозяев миропорядка», которые, впрочем, не могут ни полностью контролировать происходящее, ни, тем более, решить существующие проблемы, созданные во многом благодаря их политике…

Россия же, как это уже не раз было в истории, играет роль сдерживающего фактора: того, что не дает ситуации взорваться, мешает наступлению «последних времен». За год в Сирии мы смогли подтолкнуть события в правильном направлении — у развалившейся страны появился реальный шанс снова быть собранной в единое целое. Понятно, что одной лишь нашей помощи Дамаску недостаточно — тут нужны совместные усилия и со стороны соседей Сирии. До недавнего времени Россия действовала заодно с Ираном, но в последние четыре месяца наметилось сближение позиций и координация шагов с Турцией. Начал складываться треугольник Тегеран — Москва — Анкара, при слаженной работе которого завершение войны станет делом ближайшего будущего. Возможно, нескольких месяцев, полугодия…

Андрей Карлов был убит именно в тот момент, когда турецкий министр иностранных дел летел в Москву на первую трехстороннюю встречу глав дипломатических ведомств. На следующий день она должна была дополниться и переговорами министров обороны. Неизвестно, случайно ли убийство Карлова совпало с этими важнейшими событиями. Но глубоко символично, что в день трагедии в Анкаре президент Владимир Путин собирался посетить открытый после реставрации Малый театр, где давали «Горе от ума» Александра Грибоедова. Нашего посла в Персии, растерзанного толпой фанатиков почти два века назад…

Путин не поехал в театр — а вот встреча министров состоялась. И, по словам главы Минобороны РФ Сергея Шойгу, на ней подготовлена Московская декларация о незамедлительных шагах по продвижению урегулирования сирийского кризиса, гарантами чего выступят Россия, Турция и Иран: «Это добротный, крайне необходимый документ. Все прежние попытки договориться о совместных действиях, предпринятые США или их партнерами, были обречены на провал. Никто из них не обладал реальным влиянием на ситуацию «на земле».

Если Московская декларация откроет путь к перемирию и нормализации положения в Сирии, это будет лучшим и самым правильным памятником Андрею Карлову — нашему дипломату, стоящему теперь в истории России в одном ряду с Александром Грибоедовым и Вацлавом Воровским.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции