Совет в верхах

Петр АКОПОВ, публицист

07.07.2016

На следующей неделе в Кремле пройдет первое заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этот совещательный орган был создан Владимиром Путиным буквально на днях. О самой идее президент сообщил на Петербургском экономическом форуме, а не так давно появился и соответствующий указ. Совету предстоит заниматься, как сказал сам глава государства, «ключевыми проектами, которые направлены на структурные изменения в экономике и социальной сфере, на повышение темпов роста». Среди первейших задач — подъем производительности труда, улучшение делового климата, содействие малому и среднему бизнесу, поддержка экспорта. «В государственных программах социальной направленности, таких, как здравоохранение, образование, жилье, — отметил президент, — будет выделена проектная часть с четким указанием, на какие результаты мы планируем выйти к 2020-му и к 2025 году и за счет каких конкретно мер эти результаты должны быть достигнуты».

Новый орган уже сравнивают с другим Советом — по нацпроектам, создав нынешний, его упразднили, но свое назначение он выполнил. В течение минувшего десятилетия велись работы по четырем приоритетным направлениям: здравоохранению, образованию, жилью и сельскому хозяйству. В итоге их удалось вытащить из той дыры, где они оказались после катастрофы 90-х. Понятно, что сделано лишь самое необходимое, во многом минимальное. Построены новые больницы и школы, но все равно существует огромный разрыв в уровне и, главное, качестве жизни в разных регионах, да и внутри них самих — например, между областными центрами и сельской глубинкой. Страна развивается крайне неравномерно, и это касается не только отраслей экономики, но и территорий, социальных групп. Без выравнивания качества жизни угроза потрясений останется актуальной. Так что новое образование можно назвать и «Экономическим советом безопасности», оно должно заниматься всей стратегией социально-экономического развития, творить образ будущего. С конкретными цифрами и сроками, но при этом и с цельной, непротиворечивой и отвечающей национальным идеалам «моделью России».

Почему это не может делать правительство? Потому что оно погружено в «текучку». Совбез также не готов взять на себя данную функцию, хотя в последние годы именно там обсуждаются все ключевые вопросы, как насущные, так и перспективные. Нужен отдельный орган, на заседаниях которого те же министры (часть из них вошла в число 34 членов нового Совета, другие — в состав его президиума) должны будут оценивать проекты не с ведомственных, а с общенациональных позиций. Помимо прочего, соединение в одной структуре представителей президентской администрации и правящего кабинета позволит улучшить координацию — в первую очередь по стратегическим направлениям. Не секрет ведь, что после возвращения Путина в Кремль администрация стала центром принятия, помимо политических, зачастую и экономических решений. 

Президиум будет собираться каждый месяц, а Совет по стратегическому развитию — не реже, чем раз в квартал. При этом понятно, что ему предстоит функционировать в тесной связке с Экономическим советом при президенте. Работа последнего возобновилась лишь в мае, до этого образованный в 2012-м орган простаивал целых два года. Президиум ЭС, куда наряду с чиновниками входят известные теоретики (в том числе и два «символа» противоположных экономических концепций — Глазьев и Кудрин), теперь также начнет регулярно заседать под руководством главы государства и станет площадкой для серьезнейших дискуссий, а их результаты, в свою очередь, получат продолжение в деятельности Стратегического совета, как для краткости уже окрестили новую структуру. Вполне вероятно, что со временем, уже после 2018-го, два Совета объединятся. 

Таким образом, президент пытается выстроить действенную систему постоянных совещаний, призванных определить социально-экономическую и общую стратегию развития страны на ближайшие 10–20 лет. Подготовить ее нужно к 2018 году, когда состоятся президентские выборы. Не потому, что Путину нужно «красиво» переизбраться — он, думается, выиграет в любом случае, — просто государство нуждается в формулировании видения отдаленной перспективы. Наша главная проблема не коррупция, не расколотая идейно и идеологически «элита», а то, что является первопричиной этого — отсутствие разделяемого подавляющим большинством граждан образа будущего. Устойчивая стратегия развития возможна лишь при достижении общественного согласия вокруг базовых, фундаментальных ценностей русского бытия, как то: семья, труд, справедливость, культура, вера, любовь к Родине, честность. 

Прогресс тех или  иных отраслей экономики, перестройка и наладка социальных отношений, подъем Дальнего Востока, современная инфраструктура плюс индустриализация, космос и «свое жилье — каждому», большие семьи, новая жизнь малых городов и возрождение деревни — все это мы легко можем сделать при одном условии: если в основе окажутся настоящие ценности. Только такая стратегия развития страны будет успешной.


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции