16.06.2016
Обычное, казалось бы, протокольное послание президента Турции главе нашей страны в связи с Днем России, в котором он высказал пожелание, чтобы межгосударственные отношения вышли на «заслуженный уровень», привлекло внимание многих мировых СМИ. Причина очевидна. После того как турки в ноябре сбили российский самолет, двусторонний диалог резко осложнился. В таких ситуациях, как правило, лидеры оформляют поздравления к определенным датам подчеркнуто нейтрально, например, адресуют их не друг другу, а народу. Но в данном случае имело место именно персональное обращение, что, конечно, воспринимается экспертами как настойчивое желание «султана» восстановить доверительные связи лично с Путиным.
Интрига также заключается в том, что поздравление Эрдогана появилось в Москве с некоторым опозданием. По мнению начальника стамбульского бюро новостного агентства Anadolu Хусейна Алтыналана, сигнал можно интерпретировать и как промежуточный результат закрытых переговоров, каковые вели и, надо полагать, ведут Россия и Турция для выхода из кризиса. Возможно, пауза как раз и была вызвана затянувшимися раздумьями над текстом письма. Слова, разумеется, в дипломатии важны. Хотя не будем забывать, что во время недавнего визита в Грецию Владимир Путин, касаясь перспектив отношений с турками, недвусмысленно заявил: «Кроме заявления о желании возобновить отношения нужно для этого что‑то еще и сделать». Требования Москвы однозначны: Анкара должна публично принести извинения за сбитый самолет, выплатить соответствующие компенсации и наказать виновных.
Делать это Эрдогану явно не хочется. Накануне визита в США для участия в похоронах легендарного боксера Мохаммеда Али он утверждал: «Я не пойму, какого первого шага от нас ждут. С Путиным мы были друзьями, и когда из-за пилота, совершившего ошибку, или по другой причине приносят в жертву такую огромную страну, как Турция, — это заставляет задуматься. Считаю, нам нужно прикладывать усилия для того, чтобы снова выстроить отношения с Россией». Правда, не уточнил, ошибка какого именно летчика, российского или турецкого, привела к нынешним заморозкам. Анкара активно старается отыскать приемлемый для себя выход, найти «козла отпущения», предлагает какие-то сценарии, зондируя реакцию Москвы. Но выбор небольшой. Можно объявить виноватым своего пилота, а можно все списать на бывшего премьер-министра Ахмета Давутоглу, до отставки выступавшего с резкими антироссийскими заявлениями. Однако, подавая внутренней аудитории неурядицы с Россией как «личный кризис», турки сводят все лишь к этому аспекту, игнорируя иные, которые носят серьезный геополитический характер.
Фактор дружбы с Путиным позволял турецкому президенту осуществлять широкие маневры в формате Запад — Восток. Когда этой дружбе настал конец, Эрдоган резко потерял в глазах ряда мировых лидеров, не смог, например, удержать на должном уровне даже контакты с Бараком Обамой, который в одном из интервью хлестко назвал «султана» «амбициозным неудачником». Более того, у Анкары появились серьезные осложнения в общении с НАТО и ЕС, плюс — сирийский кризис и вопрос курдов. По мнению Standard and Poor’s, «Турция стала терять рейтинг надежности и предсказуемости», а трудности, вставшие перед страной во внешней политике, принялись «расти как снежный ком». Обстановку усугубляет и положение в экономике: из-за российских санкций туризм и торговля резко сократились.
Теперь Анкара спешно ищет посредников, готовых помочь помириться с Кремлем. Как сообщает турецкая газета Birgün, Эрдоган обратился с просьбой посодействовать процессу к президентам Азербайджана и Белоруссии. Раньше в списке значился также их казахстанский коллега. Но после того как Нурсултан Назарбаев поддержал предложение Турции о создании двусторонней комиссии по расследованию инцидента с российским самолетом, а пресс-секретарь главы РФ Дмитрий Песков заметил, что это не будет способствовать разрешению проблемы, поскольку оно зависит не от какой-либо рабочей группы, а только от турецкого руководства, стало ясно, что миссия Астаны обречена. В то же время по всем признакам и Александр Лукашенко, и Ильхам Алиев в данной партии ведут «свою игру», пытаясь нарастить прежде всего собственные политические мускулы. Поэтому лучше было бы, как полагает турецкий адмирал в отставке Сонер Полат, чтобы «Турция, сама создавшая кризисную ситуацию, сама же в ней разобралась». А не просто судачила об этом на каждом перекрестке.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции