К нам едет комиссар

Дмитрий ГРАФОВ, политолог

02.06.2016

У древних китайцев была такая стратагема: «Заманить на крышу и убрать лестницу». Она весьма точно отражает цели, которых добивается Запад на московском направлении, то обещая ослабить санкции, то пугая их ужесточением. Новость о том, что 16 июня глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер прибудет на Санкт-Петербургский экономический форум, взорвала Рунет. Возрадоваться поспешили очень многие соотечественники. 

Между тем наши «партнеры» действуют строго классически. Сперва сообщили нейтрально, мол, высокий гость желает донести до Кремля и российских широких кругов свое видение нынешнего состояния двусторонних отношений. Г-н Юнкер еще и чемодан не успел собрать, а из Брюсселя добавили: главный еврочиновник «не принадлежит к принципиальным сторонникам санкций». 

Разумеется, на следующем этапе в хор вливается голос «злых полицейских». Западные политики дружно осудили Юнкера. Он-де подрывает единую позицию, возмутилось издание «Политико». Помощники Жан-Клода тоже соблюдают законы жанра. «График сверстан только на неделю», «все может измениться, если Путин проявит агрессивность» или что-то серьезно «обострится на востоке Украины». Заметался вдруг и сам Юнкер, заговорив, что собирается лишь обсуждать экономику, а не сдавать интересы Европы.

Надо сказать, это шоу в том или ином виде продолжается с подписания «Минска-2». Так, в последних числах мая Меркель заявила, что «у G7 нет планов отменять санкции против Москвы». А через два дня «Уолл-стрит джорнэл» вышла с заголовком «Меркель считает, что отменять эмбарго слишком рано, но некоторые социал-демократы не согласны» и далее поведала о расколе по данному вопросу в германском кабмине. 

Итак: «Заманить врага на крышу и убрать лестницу». Для этого нужны сигналы разного калибра. Одни обнадеживают чуть больше, другие вроде как указывают на колебания в европейских столицах. Главное, чтобы в Москве верили: вот-вот, сейчас, еще немного... Глава немецкого МИДа Штайнмайер невзначай роняет, будто «никто не заинтересован в экономическом ослаблении России». Подключается пресса: «В Европе задумались о предложении Штайнмайера смягчать антироссийские санкции». Копнем глубже — и опять оговорка: «рассмотреть возможность в случае прогресса в минском процессе».

Именно наши надежды-иллюзии и есть цель Запада. Избавление от санкций — это фата-моргана. Отмена экономических ограничений отодвигается все дальше. А в Брюсселе, Берлине, Париже привычно качают головой, дескать, рады бы снова дружить, но «Минск-2»... И притворяются, что не понимают, почему дело в тупике. Уже и «Блумберг» разжевывает для недалеких в галстуках: «Минск-2» не продвигается. Россия свою часть сделки выполнила... Но Донецк и Луганск хотят автономии.... Киев не готов дать им ее. Однако статус автономии перед выборами является основной частью Минских соглашений. Украинское правительство доказало свою неспособность или нежелание это сделать».

Если посмотреть не с крыши, куда нас затаскивают, а со стороны, то очевидно, что мы и так предприняли больше, нежели обещали. Москва согласилась на выборы в ЛНР и ДНР в присутствии постоянной вооруженной миссии ОБСЕ. А закона об амнистии ополченцам от Киева нет. Закона об особом статусе востока Украины — тоже. Санкции опять остаются. Кремль совершает то, что хочет Евросоюз, но тот не делает ничего, дабы подтолкнуть зависимый Киев к выполнению договоренностей. 

Есть и еще один настораживающий момент в данной ситуации. Чтобы заманить русских в ловушку, ЕС упорно не упоминает Крым, говоря лишь о Минских соглашениях. Такая фигура умолчания свидетельствует об одном. Москва должна верить, что полуостров забыт, и в этом заблуждении максимально уступить по Новороссии. А лучше вообще сдать ДНР и ЛНР. И вот потом нам «уберут лестницу», то есть напомнят про Крым. 

Впрочем, думают ли в Берлине, Париже, Брюсселе, что Россия на крючке и фокус получится, — вопрос дискуссионный. Позиция ЕС тут вторична, первично — мнение Вашингтона. В феврале замминистра иностранных дел РФ Алексей Мешков заявил о беспрецедентном давлении на Европу со стороны США по поводу санкций. Озвученные в марте пять принципов, на которых Евросоюз будет строить отношения с Кремлем, допускают очень вольное толкование. Помимо Минских соглашений, там речь и об интересах восточных партнеров, и о безопасности вообще. Более того, на встрече с лидерами скандинавских стран 13 мая Обама убедил Финляндию, Норвегию, Данию, Исландию и Швецию поддерживать санкции уже не только за Донбасс, но и «за агрессивное поведение России на Балтике». 

Это новый поворот. На него, кстати, у китайцев есть еще одна коварная стратагема: «На севере поднимать шум, на юге наступать».


Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции