29.10.2015
Выборы местных органов власти и мэров городов на Украине, которые состоялись в минувшее воскресенье, показали две главенствующие в стране тенденции: рост национализма и стремление регионов к децентрализации — желанию усилить собственное влияние и ослабить зависимость от центральной власти.
В целом же прошедшие выборы, конечно, нельзя назвать свободными и справедливыми. И дело тут не только в прямом использовании административного ресурса и недопуске к выборам как отдельных кандидатов, так и политических партий, что фиксировалось международными наблюдателями. Например, британская «Таймс» высказалась по этому поводу без всякой дипломатии: «Взятки и подтасовка голосов омрачили украинские выборы. Гангстеры и гранаты стали решающими факторами на выборах мэра Одессы». В конце концов, эти явления были присущи украинскому политическому процессу и в более спокойные времена. Но дело в том, что хотя стрельба, слава Богу, пока прекратилась, информационную войну против собственного народа украинские СМИ ведут с прежним усердием. И это не могло не сказаться на настроении избирателей и результатах голосования.
Уже традицией стало для украинского президента Порошенко оценивать события в стране противоположно тому, что происходит на самом деле. По горячим следам он бодро заявил: реванш антидемократических сил не удался. Если под «антидемократическими силами» Порошенко имел в виду «Оппозиционный блок», то он, этот блок, уверенно победил в шести восточных областях. Так что нет никаких иллюзий относительно того, как население в этих регионах относится к киевской власти. А если иметь в виду действительно антидемократических радикалов из партий «Свобода» и «Укроп», то они победили в западных областях и набрали больше 15 процентов в столице Украины. Это голосование полностью разрушило культивировавшуюся нынешними украинскими властями легенду о формировании некой единой украинской политической нации. Как была Украина разделена в своих политических предпочтениях на Восток и Запад, так и осталась. А следовательно, для сохранения единства ей жизненно необходимо то, что категорически отвергают в Киеве, — федерализация.
По действующей пока что украинской конституции местные парламенты имеют очень ограниченные полномочия, тем более, что вся исполнительная власть регионов назначается из Киева. Но поскольку их избрание проводилось по партийным спискам, можно рассматривать это голосование и в качестве социологического опроса с огромным количеством респондентов (более 40 процентов от всех избирателей). Результаты оказались, опять-таки вопреки заявлениям Порошенко и провластных СМИ, удручающими для украинской власти. Да, во многих регионах блок Порошенко получил больше всех голосов — около 22 процентов, примерно столько же, сколько и на прошлогодних парламентских выборах. Но, побоявшись полного провала, в местных выборах не участвовал Народный фронт Яценюка, который ранее имел более 30 процентов голосов и до сих пор составляет в Верховной раде основу парламентского провластного большинства. Эти голоса не перешли к блоку Порошенко, а растворились среди протестных и радикальных объединений. А победы уже в первом туре на выборах мэров ключевых городов — Харькова и Одессы — Кернеса и Труханова, выступавших с протестных позиций, только подтвердили эту закономерность.
Порошенко сам себя загнал в ловушку, похожую на ту, в которой оказался в свое время Янукович. Прежний президент Украины и Партия регионов два года активно уговаривали избирателей сделать европейский выбор, а потом развернулись на сто восемьдесят градусов, отказавшись подписывать ассоциацию с ЕС. Это во многом послужило причиной массовой поддержки майдана. Сейчас уже Порошенко делает резкий крен, принимаемый далеко не всеми его сторонниками. Нагнетая антироссийские и реваншистские настроения среди избирателей с помощью контролируемых СМИ и одновременно подписывая Минские соглашения, он способствует размыванию политического центра, росту протестных и радикальных настроений среди избирателей. В такой ситуации мечты окружения украинского президента о том, что проведение досрочных парламентских выборов будет способствовать укреплению его парламентского большинства, разбились о суровую реальность.
Казалось бы, ослабление недружественного соседа должно быть нам на руку. Однако не так все просто. Результаты местных выборов на Украине, боюсь, не будут способствовать успешному выполнению со стороны Киева Минских соглашений. Радикалы в Верховной раде, опираясь на поддержку националистического крыла, сейчас получили основания для того, чтобы попытаться заблокировать принятие тех законов и изменений в конституции Украины, которые предусмотрены этими соглашениями.