24.06.2015
Несколько лет назад я практически распрощался с Москвой и переселился в прекрасный наукоград Обнинск на севере Калужской области. Так сказать, за 101‑й километр. Треволнения и страсти москвичей практически перестали занимать меня, но однажды я все-таки сказал жене: «Свози меня в Москву, на выборах мэра проголосую. Там Навальный выдвигается — вдруг в мое отсутствие выберут». «Не повезу, — сурово ответила она. — Скоро и у нас тут выборы будут, тогда и проголосуешь».
Я смирился. Но, если ты не приходишь за Навальным, он сам придет за тобой. Калужская область оказалась в центре беспощадной пиар-атаки Демократической коалиции. Внезапно все здешние и многие столичные издания запестрели рассказами о том, как знаменитый оппозиционер «бросил вызов самому эффективному губернатору, с которым никто раньше не спорил», пошли отчеты о митингах, «праймериз» и т. д.
Да-да, это та самая Демократическая коалиция, чей лидер Михаил Касьянов убеждал, что «жители Крыма не имеют права на самоопределение. Нет такой нормы международного права». Лицо, зачем-то служившее российским премьером, оказывается, не знакомо с «Декларацией о принципах международного права», принятой ООН в 1970 году и прямо гласящей: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение».
О невежестве Касьянова мы ничего нового не узнали. Зато узнали кое-что об отношении «демократов» к гражданам России. К калужанам, в частности, они относятся примерно так же. Как чужаки и гастролеры.
Калужская область — не провинция, куда можно заслать, как делалось в начале 1990-х, третий состав группы «Мираж», и не сонное болото, которое нужно кипятить, забрасывая сюда московских политзвезд. Анатолий Артамонов, действительно, влиятельный и «рейтинговый» губернатор, но при всем этом в области есть проблемы — и с оплатой труда, и с деградацией медицины (у нас намерены отменить вызов врача на дом: с температурой под сорок идите в поликлинику, стойте в очереди), и с огромным количеством мигрантов, завезенных под строительство амбициозных технопарков. На этих «дрожжах» вполне уживается достаточное количество местных общественных деятелей, которые и составляют жесткую, но компетентную оппозицию.
И вдруг всего этого как ни бывало. Приехали певцы заграничные и, не особо вникая в местные расклады, начинают шумно оппозиционировать с нуля. Калужане чувствуют себя толпой из «Бременских музыкантов»: «А ну скорей любите нас!.. Ну-ка все вместе — уши развесьте!».
По факту, Навальный и Ко превращают выборы регионального парламента в балаган. А со своей репутацией неиллюзорного врага народа (откровенно проукраинская позиция, призывы к ужесточению евро-американских санкций, обещания привлечь западную интервенцию для свержения «режима») он, напяливая на свою команду звание главного калужского оппозиционера, делает всякую содержательную критику областных властей попросту бессмысленной. Спросишь чиновника: «Что за безумные планы застройки?», а он тебе: «Это вас Навальный и госдеп подучили». И все, сразу нечем крыть…
Многие, наверное, помнят, как Навальный стал Навальным — на соединении антикоррупционной риторики и «цивилизованного национализма» — выступления против незаконной миграции, поддержки введения визового режима со Средней Азией. Многие гадали, является ли такой национализм всамделишной позицией политика или очередной его популистской маской, чтобы понравиться избирателям? И вот калужские выборы позволили получить исчерпывающий ответ.
Вторым номером в списках коалиции выступит одиозная Татьяна Котляр, обнинский городской депутат, имеющая прямо-таки общероссийскую известность в качестве легализатора мигрантов. В своей двухкомнатной «резиновой квартире» она прописала 953 иностранца. Прописью: «Девятьсот. Пятьдесят. Три». Впрочем сейчас их уже 952, так как один из них прямо в этой квартире зарезал другого.
Для нашего района цифра, прямо скажем, чудовищная — почти 1 процент от всего населения Обнинска. Нравы у нас простые — дети гуляют по улицам без надзора, ощетинившихся консьержками подъездов нет, полицейскими патрулями город не перегружен. То есть даже один асоциальный элемент может оказаться возмутителем спокойствия.
На Котляр заведено уголовное дело за организацию незаконной миграции, обнинские власти с нею судятся и пытаются притон прикрыть. Но «борца с миграцией» такие союзники совершенно не смущают, потому что, сам будучи продуктом политтехнологий, Навальный и на все происходящее вокруг смотрит чисто технологически. Но когда он в следующий раз заикнется про «визовый режим со Средней Азией», скажите ему: «Котляр» — и рассмейтесь прямо в лицо.
Почему Навальный сделал ставку на Котляр — понятно. Это последнее местное ископаемое «демократов» ельцинской поры. У нее есть небольшой фан-клуб, а значит, Котляр покажет неплохой результат. И этим результатом можно будет без всяких проблем отчитаться, хоть где, хоть в «твиттере». Ничего не делая самому, не вникая в проблемы области, не затрачивая драгоценное время, так нужное для написания очередных платных постов, разоблачающих очередных коррупционеров.
А потом любой результат, каков бы он ни был, будет объявлен льстецами из либеральной тусовки «впечатляющей победой над властью…». Мы же оглянемся вокруг с прискорбием, ибо реальные проблемы области эта политическая гастроль Навального и его Демократической коалиции только усугубит.
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции