Эксперт перечислил нюансы музейной цифровизации

27.09.2024

Эксперт перечислил нюансы музейной цифровизации
Директор Ассоциации правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС) Эрик Вальдес-Мартинес в интервью Daily Moscow рассказал об интеллектуальных нюансах музейной цифровизации. В России этот процесс идет полным ходом.

К началу 2026 года оцифровки музейных коллекций должны произойти во всех государственных учреждениях. Частные музеи могут представлять в Госкаталоге свои собрания по желанию.

«Единственное, что следует различать, — это объекты, которые музеи создают сами, и объекты, которые были получены музеями со стороны», — пояснил Вальдес-Мартинес.

По его словам, если объект создан музеем, он может распоряжаться им так же, как любой другой правообладатель. Важно учитывать момент согласованности с автором произведения.

Говоря о сложностях, эксперт выделил использование объекта только в постоянной экспозиции. Речь идет о ситуациях, когда музей использует произведение без разрешения автора.

Авторское и музейное право, пояснил Вальдес-Мартинес, отличаются объемом охраны. Объект переходит в общественное достояние спустя 70 лет после смерти создателя произведения. Фото музейного предмета можно использовать в коммерческих целях только с разрешения учреждения.

В вопросе цифровых «слепков» эксперт обратил внимание на закон, согласно которому допускается их создание музеем для сохранения фонда. Подытоживая тему цифровизации экспозиций, Вальдес-Мартинес назвал это перспективным направлением, которое будет в высшей степени востребовано для продвижения деятельности музея.


Фото: Предоставлено пресс-службой УПРАВИС