27.06.2023
Тенденцию к изображению частной жизни в российском и зарубежном арт-мире изучила «Культуромания».
В последние годы отечественные графики, живописцы и другие художники все чаще стали создавать портреты близких и автопортреты, работы с внутренними видами своих квартир и мастерских, проекты на тему детства, натюрморты и т.д. Канадская художница и куратор Кейт Браун назвала тренд сосредоточенности на личном в западном искусстве «гиперсентиментализмом». Среди важнейших факторов его развития она выделила пандемию и карантин.
В отечественной культуре у «локальных историй» и «кулуарного формата» есть свое место и история, отметила основательница квартирной галереи Murmure и доцент РГГУ Екатерина Карцева. Она напомнила о советских квартирниках, родившихся в эпоху цензуры, и художественных самоорганизациях начала XXI века, появившихся в ответ на закрытость и элитарность арт-мира. В последний год этот формат вновь стал актуальным, о чем говорит возросшее число разнообразных квартирников, а также квартирных галерей, добавила собеседница издания.
Художница Евгения Шадрина-Шестакова назвала тренд «новой искренностью». По ее мнению, в нашем мире с онлайн-доступом к любым локациям и событиям возникает потребность говорить о своем отличии — о том, к чему человек имеет непосредственное отношение. В таких работах утверждается полноценность и право быть. Художница не исключает, что тенденция может привести и к дальнейшему «окукливанию», и к появлению чего-то большего, к примеру «новой религиозной или общечеловеческой живописи».
По мнению научного сотрудника Третьяковки и куратора Кирилла Светлякова, речь идет о «тенденции распада больших обществ, когда социум раскалывается на мини-группы, которые тематизируют отношения друг с другом». Он предполагает, что в нынешних условиях глобальных вызовов может возникнуть «большой стиль».
Фото: Поль-Серж Ипполитов