13.08.2021
Ученые нашли два редких клада ювелирных украшений, входящих в состав женского костюма, на территории Суздальского Ополья и возле городища Старая Рязань. Клад в Суздальском Ополье состоит из комплекта поволжско-финских украшений середины I тысячелетия. Клад из Старой Рязани содержит серебряные шейные гривны, браслеты, височные кольца и датируется концом XI — первой половиной XII века.
Оба клада были найдены археологами там, где около полутора тысяч лет назад их оставили хозяева. Тщательная фиксация всех предметов клада и изучение культурного слоя позволит воссоздать исторический контекст и понять, когда, как и при каких обстоятельствах был спрятан клад, а также нарисовать примерный портрет его хозяина.
Клад был найден Суздальской экспедицией ИА РАН на правом берегу Нерли-Клязьминской, в округе Суздаля. Это первый клад поволжско-финских женских украшений эпохи Великого переселения народов, найденный на территории Суздальского Ополья. Клад был найден на территории древнего поселения, открытого во время археологических разведок. Вероятно, он был закопан в землю в коробе из бересты, от которого сохранились лишь отдельные фрагменты.
Клад состоит из набора украшений женского традиционного костюма поволжских финнов и импортной металлической чаши. В верхней части клада находился головной убор из множества элементов — спиральных пронизок, пластинчатых обоймиц, накладок и различных привесок. Вероятно, он был сложен как минимум из трех частей: головного венчика, шапочки и височных кистей. Каждый предмет клада представляет собой яркий образец поволжско-финского ювелирного дела.
В августе 2021 года в Старорязанскую экспедицию ИА РАН и РИАМЗ, проводящую исследования на городище Старая Рязань и в его округе, был передан клад украшений и денежных слитков из белого металла. Он был найден на территории Спасской Луки — участка, ограниченного излучиной реки Оки, в лесу на склоне сырого оврага. Рядом находится село Исады, а в 4 километрах — Старая Рязань, история которой известна по «Повести о разорении Рязани Батыем».
Само место находки удалено от известных памятников археологии. Ближайшие из них, два небольших селища конца XII–XIII века, расположены на берегу того же оврага в полукилометре к северу и к югу от места сокрытия клада.
Клад лежал в небольшом лубяном туеске диаметром 20–22 см, включал 32 предмета, изготовленных из серебра: 8 шейных гривен, 14 браслетов, 5 семилучевых височных колец, бусину с зернью и денежные гривны новгородского типа. Судя по составу, клад — скорее всего, не набор предметов от одного костюма, а накопленное богатство.
Все изделия, входящие в состав клада, — это яркие предметы, демонстрирующие тонкую технику и мастерство древнерусских ювелиров. Шейные гривны сделаны в самых различных техниках: из стержней разного сечения, витые, плетеные из круглой и четырехгранной проволоки, украшены тисненым орнаментом.
Семилучевые кольца из клада, судя по особенностям орнамента и формы, изготовлены в одной литейной форме. Такие кольца, с каплевидными лопастями и орнаментом «городками», относятся к типу ранних височных колец, бытовавших во второй половине XI — первой половине XII века.
Предварительная датировка, сделанная на основании аналогий некоторых входящих в состав клада украшений, укладывается в конец XI — первую половину XII века. Таким образом, находка оказывается более ранней, чем поселения округи Старой Рязани, большая часть которых возникла в конце XII века.
«Облик предметов Исадского клада позволяет отнести время его сокрытия к ранней истории Старой Рязани, в которой еще очень много белых пятен. Исадский клад явно древнее старорязанских, включает иные типы украшений, выполненные в более простой технике и более архаичной манере. Большинство найденных предметов уникальны для региона Среднего Поочья. Изучение клада еще только началось. Предстоит провести анализ состава металла украшений, техники их изготовления, что, возможно, приоткроет некоторые тайны, связанные с его попаданием в землю, а возможно — и некоторые страницы истории Старой Рязани и Среднего Поочья. После тщательного изучения клад будет передан в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, где займет свое место среди других шедевров древнерусского ювелирного искусства», — сказал Игорь Стрикалов, руководитель Старорязанской экспедиции ИА РАН.