17.08.2019
Для привлечения людей на незаконные акции организаторы использовали социальные сети, мессенджеры и даже приложения для знакомств, сообщает RT со ссылкой на данные социологов.
Как пояснила директор группы компаний «НИИ социологии» Мария Филь, 64% опрошенных узнали о мероприятии из Facebook, Instagram, Telegram, YouTube или «ВКонтакте». Призывы к участию в акции активно тиражировались, в том числе людьми, далекими и от политики, и от столичной проблематики. Например, в пяти нейтральных группах автомобильной и музыкальной тематики и одном онлайн-магазине появились «политические» посты с идентичным содержанием и фотографиями. При этом размещение рекламных постов в подобных сообществах может стоить от нескольких десятков до сотен тысяч рублей.
Для координации в реальном времени использовались чаты мессенджеров, где активно обсуждались тактика поведения, места сбора и прочая важная информация.
Отмечается, что многие призывы звучали максимально агрессивно.
«Пользователи, отправлявшие такие сообщения, как правило, выступали под вымышленными именами и фейковыми аватарами... Агитаторы заранее накаляли обстановку, как будто готовили участников не к мирной прогулке, а к побоищу. Некоторые призывали не просто к беспорядкам и насилию, а к формам настоящего политического террора», - пишет RT.
Незадолго до акций по соцсетям активно распространялась инструкция, как уговорить своих родственников прийти на митинги и как вовлечь в протесты нейтрально настроенных граждан. По данным волонтерской организации «Белый счетчик», в «прогулке по Бульварному» приняли участие до 60 тысяч человек. Согласно опросу, 14% участников получали информацию от знакомых, родных или соседей.
Самой активной частью протестующих стали молодые люди в возрасте до 30 лет. Именно они чаще всего вступали в конфронтацию с полицией, выкрикивали агрессивные лозунги.
«Молодежь в любом обществе — наиболее протестный электорат. Здесь имеет место поколенческий конфликт, потому что власть ассоциируется с неким доминированием старших, которые якобы навязывают свои правила игры, порядок поведения. То есть в широком смысле это проблема отцов и детей», — считает социолог.
По мнению Филь, большинство пришедших на мероприятие руководствовались скорее эмоциями и не анализировали причины, по которым кандидатов отстранили от выборов. Задевает сам факт «лишения выбора», отметила она.
«Я уверена: если спросить участников нынешних акций, кого они знают из этих недопущенных 57 кандидатов, назовут в лучшем случае пять-семь фамилий. Но именно такой массовый отказ в регистрации в глазах общества выглядит, будто этих кандидатов организованно убрали в сторону», — резюмировала социолог.