Мама Гарри. Перезагрузка

Дарья ЕФРЕМОВА Наталья БУРОВА

15.02.2013

В России стартовали продажи «взрослого» романа Джоан Роулинг «Случайная вакансия».

Британский дебют «Случайной вакансии» состоялся еще 27 сентября 2012-го. Английские критики склоняли писательницу на все лады, читатели атаковали торговые точки за два часа до открытия.

Стартовый тираж в России — 150 тысяч экземпляров. Для пущей старомодности наряду с обычным подготовили «ётифицированный» вариант текста. Непривычное в условиях нынешнего рынка внимание было уделено переводу. Филолог Елена Попова, чей слог известен по книгам Рэя Брэдбери, перенесла сленг британских тинейджеров из изрисованных граффити виадуков на русскую почву: «дурь», «герыч», «татушки», «печенюшки»… Напичканные этими словечками диалоги обитателей захолустья Филдс лишь подчеркивают пропасть между ними и благополучными семействами из идиллического до каждой травинки на газоне городка Пэгфорда.

Героев в книге, по сути, три. Член городского совета Пэгфорда Барри Фейрбразер, энергичный и неравнодушный чиновник, ратующий за возрождение предместья Филдс, который скоропостижно умирает в самом начале романа и освобождает вожделенную вакансию для амбициозных сослуживцев. Инспектор социальной службы Кей Боден, которая не видит ни в грязных трущобах Филдса, ни в домах опустившихся взрослых и их заброшенных детей ничего особенного. И — шестнадцатилетняя Кристал, дочь наркоманки, трудный подросток, позор школы, малолетняя шалава. «Пропащая», плоть от плоти своего чудовищного квартала, именно она отказывается отдавать своего трехлетнего братика в приют, трогательно заботится о матери-наркоманке и даже пытается вывести тараканов отбеливателем. Развязкой или, если хотите, катарсисом становится момент, когда Кристал и ее мать Терри вспоминают редкие счастливые минуты жизни. Позвали на день рождения. Дали погладить лошадь...

«Меня предупреждали, что читатель может подумать, что я смеюсь над Кристал, — признавалась Джоан в своем единственном интервью The Guardian. — Но это совсем не так! Один из читателей нашел, что это очень весело, когда Кристал советует трехлетнему брату вначале съесть чипсы, а потом уже конфеты. Но у меня и в мыслях не было шутить. На этом месте у меня сжимается сердце и хочется плакать».

Идея создания беспощадного, по-свифтовски мрачного романа пришла к писательнице в самолете. «Там меня и осенило: местные выборы! — вспоминает Джоан. — Высокопоставленные семейства. Фантастически снобистское общество... Мысль о том, что другие люди могут иметь принципиально иной жизненный опыт и, соответственно, их поведение будет отличаться от того, что принято в «хороших домах», не приходит в умные головы. Бедняки обсуждаются как однородная масса, как каша. А ведь они могут быть личностями, и они все разные! У меня была та самая физическая реакция, когда ты осознаешь, что обладаешь идеей. Прилив адреналина, химия. Я себя чувствовала точно так же, как когда придумала Гарри Поттера»…

Новый роман Роулинг вряд ли адресован поттероманам. И хотя сама писательница полагает, что поклонники юного мага уже выросли и созрели для более серьезной литературы, издатели заклинают: забудьте о Гарри, читая «Случайную вакансию». И все же двоемирие, пусть и не столь фантазийное, есть и здесь: добро живет повсюду, даже в захолустье, где автобусные остановки разгромлены, фонари разбиты, а пивные бутылки валяются на детских площадках. Так же как надменность, скука и равнодушие гнездятся в ухоженных особняках, принадлежащих тем, кто баллотируется в городской совет и учит детей в элитных школах.