Анна ЧУЖКОВА
08.02.2013
В минувшие выходные громко открылся возглавляемый Кириллом Серебренниковым «Гоголь-центр».
События ждали с любопытством и те, кто выступал против радикальных перемен, и кто призывал устаревший театр оживить. И вот, предвкушение, длившееся с начала сезона, разрешилось «спектаклем-концертом-перформансом-представлением» под названием «00:00». Нули, как говорят, произошли от четырех «о» в имени Николай Гоголь-Яновский. Это и точка отсчета нового театра, и революционное обнуление старого. И если впечатляющих плодов «Гоголь-центр» еще не явил, то полигон для них расчистил.
Планировку старого театра не узнать, есть где развернуться. От лишних стен избавились на раз-два, обнажили кирпичную кладку. Так что за обманчивым классическим фасадом со старой вывеской теперь располагается стильный лофт. Театр начинается с модных вешалок в виде крестов. Говорят, за форму плечиков неравнодушные зрители голосовали в интернете. Тут и там на стенах изречения великих театральных мастеров — в основном о необходимости развиваться и опасностях застоя. А к туалету вас проводят с такими же оптимистичными напутствиями зеркальные силуэты Эфроса, Любимова, Някрошюса и Арто.
На втором этаже появится книжный магазин. В большом зале будут показывать кино, в том числе трансляции спектаклей европейских театров. И может быть, даже не в ущерб сцене — ведь как обещают, центр будет работать с трех часов дня до последнего посетителя. По словам художественного руководителя, репертуар распланирован уже на два года вперед. Как выяснилось, новоявленный «Гоголь-центр» на театр похож мало, а новое название гораздо лучше идет к лицу. Вместо амфитеатра кресел — несколько рядов деревянных трибун. Зал пересечен длинным подиумом, на нем — шпалы и рельсы, поросшие травой, едва похожие на бутафорские — то ли напоминание о привокзальной судьбе театра транспорта, то ли символ нового пути. Вдоль железной дороги — стулья, так что на сцену приходится смотреть через плечо и голову соседа. Решение, действительно, авангардное. Впрочем, как уверяет новый худрук, зал-трансформер имеет семь сценариев рассадки зрителей.
От традиционной труппы Кирилл Серебренников решил отказаться. И на сайте, и в афише представлены только три резидента «Гоголь-центра»: «Седьмая студия», музыкально-драматический коллектив «SounDrama» под руководством Владимира Панкова и костромская компания современного танца «Диалог Данс». Артисты бывшего театра им. Гоголя (при театре осталась половина труппы) будут задействованы в спектаклях резидентов.
Пока февральское расписание разнообразием драматических постановок не радует. Среди «Отморозков» и саундрамы на тему гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки» затесалась единственная премьера на Малой сцене. «Митину любовь» с участием артистов «Седьмой студии» ставит расположившегося по соседству «Винзавода» афишей могут быть вполне довольны. Ценители традиционного театра сюда пойдут вряд ли. А выступления рэпера Васи Обломова или акына-постмодерниста Псоя Короленко, вероятно, молодежью будут восприняты «на ура». Помимо музыкальных концертов в программе обширно представлены дискуссионные клубы, а четыре нуля из афиши уже исчезли бесследно.
Перед открытием зрителей встречали экскурсией по театру и перформансом: Гоголь в гробу. Концерт объединил выступления актеров Театра им. Гоголя и трех резидентов и стал своеобразной программной заявкой — на разнообразие и жанровую свободу. В полтора часа сценического времени уместились целые сутки. Первую часть «Ночь» исполнили хозяева сцены — старые артисты труппы. Фраки и черные платья, вечерние прически и красивый макияж — праздничного вида дамы и кавалеры выразительно произносят в микрофоны и камеры трогательный бессвязный текст, написанный молодым драматургом Любовью Стрижак: это воспоминания о расставаниях, ревности, любви, и рождении ребенка, срифмованные с надеждой и рождением нового театра. «Диалог Данс» исполнили танец с наполненной ванной посреди железнодорожных путей. SounDrama отметила свое новоселье с драйвом и шумом. Музыканты озорно и оглушительно выстукивали ритмы молотками по рельсам. Энергичная молодежь из «Седьмой студии» Серебренникова популярно объяснила: в бренном мире, где правит смерть, ничего не происходит и ничто не имеет значения, а существо превращается в вещество. Вот только в какое?