Елена Сереброва: «Бородинская панорама — это 3D в реальности»

Михаил ТЮРЕНКОВ

02.03.2012

6 марта торжественно откроется после реконструкции Музей-панорама «Бородинская битва». О том, что увидят москвичи и гости столицы в обновленной панораме, а также о юбилейных планах музея «Культуре» рассказала его директор Елена Сереброва.

культура: За столетие существования панорамы «Бородинская битва» это уже далеко не первая ее реставрация. Отличается ли нынешняя реконструкция от предыдущих или это всего лишь плановый ремонт?

Сереброва: Ремонт и реэкспозиция Музея-панорамы были проведены в рамках программы мероприятий по подготовке к празднованию 200-летия Отечественной войны 1812 года. Эта работа включила в себя целый комплекс действий, начиная с реставрации основного экспоната нашего музея — батальной панорамы Франца Рубо «Бородинская битва», написанной к 100-летию войны, в 1912 году.

В течение последнего полугода Студией военных художников имени Грекова была впервые проведена комплексная реставрация панорамы. Эта сложная работа включала полную реставрацию живописного полотна, предметного плана и замену светоотражающего комплекса. Ведь только при наличии этих трех компонентов панорама становится именно панорамой — дает возможность трехмерного погружения в пространство, позволяет почувствовать себя непосредственным участником событий.

культура: То есть получается, что Бородинская панорама вполне способна конкурировать с 3D-форматами?

Сереброва: Конечно. Помимо того что она создает схожие ощущения и впечатления, панорама при этом является особым видом искусства. Более того, она дает нам возможность не в виртуальной, а в подлинной реальности ощутить себя на поле сражения 200-летней давности. И когда мы, сотрудники музея, в ходе восстановительных работ впервые поднялись на смотровую площадку, с которой в тот момент были сняты ограждения, у нас буквально закружилась голова. Сейчас подобные ощущения, возможно, испытают наши посетители, поскольку новые ограждения сделаны из прозрачного стекла.

культура: Что нового увидят в реконструированном музее его гости?

Сереброва: Появились новые технологии экскурсионного сопровождения. Так, на смотровой площадке панорамного зала мы установили интерактивные информационные киоски. На их экранах посетители смогут увеличить и рассмотреть отдельные фрагменты картины, а также получить подробную информацию об изображенных людях и воинских соединениях. Ведь не каждый купит буклет и будет ходить с ним, внимательно сверяя текст с увиденным.

Кроме того, практически полностью обновлена экспозиция музея, существовавшая с 1995 года. Разумеется, за прошедшие годы в музейном деле появились новые, в том числе мультимедийные технологии, которые мы также должны использовать. Главная наша задумка, которую мы попытались реализовать, — включить посетителя в исторический процесс, попробовать сделать так, чтобы он посмотрел на происходившие 200 лет назад события глазами их непосредственных участников благодаря документам, личным вещам, художественным произведениям той эпохи. Так, например, в экспозиции мы использовали серию гравюр художников, сопровождавших Наполеона в рядах его армии. Те же события были зарисованы и неизвестным русским участником войны. Шесть его уникальных рисунков также нашли место в новой экспозиции музея.

Наш основной замысел состоит в том, чтобы осмотр основной экспозиции подготовил посетителя к знакомству с центральным экспонатом — панорамой Бородинской битвы. Экспозиция в залах должна не соперничать с полотном Рубо, но лишь помочь оценить его достоинства. Надо сделать так, чтобы посетителям казалось, будто бы они встали в ряды российской армии и вместе с ней отправились на поле генерального сражения при Бородино, затем — к Москве и, наконец, к границам России, вслед за отступающими остатками великой армии. В самом начале экспозиции, в вестибюле, мы расположили пространственно-образную композицию, погружающую посетителей в исторический контекст начала XIX века. Войдя в музей с шумной, современной столичной улицы, вы будто окажетесь в самом сердце мирной жизни допожарной Москвы, накануне трагических и героических событий Отечественной войны 1812 года.

В ходе подготовки новой экспозиции музеем было приобретено множество уникальных предметов, в том числе различных видов оружия. Особый интерес представляет собой очень редкий набор ампутационных инструментов, которыми пользовались хирурги в 1812 году. Одним из символов новой экспозиции станет фарфоровая композиция «Свадебный кортеж Наполеона и Марии-Луизы»: Бонапарт изображен на пике славы — казалось бы, все ему удается и все покоряются его власти. Но пройдет несколько лет, и бывший император окажется узником на острове Святой Елены. В качестве контраста одним из экспонатов, завершающих нашу экспозицию, является чернильница в виде гробницы Наполеона.

культура: А какова судьба относящейся к вашему музейному комплексу Кутузовской избы, которая закрыта с 1995 года?

Сереброва: В настоящий момент мы заканчиваем восстановление этого музея, у которого очень сложная судьба. Так, еще во второй половине XIX века Кутузовская изба полностью сгорела, после чего была воссоздана. Однако после революции на долгое время закрылась и использовалась то как медицинское учреждение, то в качестве жилого помещения. Во время Великой Отечественной войны в избе вновь воссоздали музей, но в 1995-м изба была ограблена и закрыта. Многое из пропавшего тогда не найдено до сих пор.

Мы создаем в Кутузовской избе два различных по характеру и назначению пространства. В одном из них гости музея смогут погрузиться в атмосферу Совета в Филях, состоявшегося 13 сентября 1812 года. В другом будут проходить интерактивные занятия с детьми по целому ряду разработанных нами программ. Так что вслед за открытием панорамы для посетителей будет открыта и Кутузовская изба.

культура: В рамках празднования 200-летия Отечественной войны 1812 года планируется целый ряд мероприятий самого различного уровня. Какие из них будут непосредственно связаны с Музеем-панорамой «Бородинская битва»?

Сереброва: Наиболее значимым мероприятием после открытия панорамы для нас станет большой выставочный проект, посвященный эпохе 1812 года. Эта выставка откроется в Манеже 18 апреля. Ключевыми организаторами проекта выступают Музеи истории Москвы и наш Музей-панорама. В течение года в наших стенах будет проходить несколько важнейших культурных мероприятий, в том числе юбилейная научная конференция «1812 год. Люди и события Великой эпохи». А в октябре мы проведем конференцию, посвященную 100-летию Музея-панорамы, и тогда же откроем большую выставку, приуроченную к этому событию.