01.02.2018
Мастер, появившийся на свет в селе Прислониха, более трех десятков лет проработал в знаменитом Доме художника на Верхней Масловке. В 2013-м здесь появилась мемориальная доска, выполненная академиком РАХ Михаилом Переяславцем. В день рождения Пластова коллеги и почитатели пришли возложить к ней цветы. Татьяна Мурдасова, руководитель представительства Ульяновской области в Москве, зачитала поздравление от губернатора Сергея Морозова:
— Один из лучших мастеров живописи XX столетия, признанный во всем мире талант, он никогда не терял связи с малой родиной, с корнями, он был поистине народным художником. Мы гордимся, что живем в краю, красота которого запечатлена на легендарных пластовских полотнах. Каждая его картина пронизана светлой искренней любовью к односельчанам, простым труженикам.
Первый вице-президент РАХ, академик Виктор Калинин, в свою очередь, отметил крестьянскую тему — важнейшую для Пластова:
— Он жил радостью обычных людей, их болью, историей, бытом. Аркадий Александрович стоит в первом ряду великих мыслителей, поэтов, посвящавших жизнь крестьянству. Чем больше проходит времени, тем актуальнее становится его творчество. Наши мастерские расположены рядом, когда прохожу мимо, испытываю благоговейный трепет. Его невероятно любили другие живописцы. Я учился у Гелия Михайловича Коржева, и он всегда говорил нам, что самый глубокий русский живописец — Пластов.
С речью выступил и заместитель председателя Союза художников России, народный художник, лауреат премии им. Пластова Алексей Суховецкий:
— Когда мы были мальчишками и учились в Московской средней художественной школе, бегали на переменах в Третьяковку. Смотрели на картины Пластова, на его «Весну»... Почувствовать движение его мазка — вот что казалось счастьем. Прошло много времени, а личность этого великого художника приобрела еще большую мощь и величие.
Секретарь СХР, народный художник Валерий Полотнов рассказал, что тоже вырос на работах Аркадия Пластова:
— Вспоминаю детство, журнал «Огонек», подшивки которого были в советских библиотеках. Благодаря репродукциям могли познакомиться с собранием Третьяковки, и в том числе с творениями Пластова. Для нас, деревенских детей, это казалось целым событием. Со временем, став взрослыми, переосмыслили его труды. Увидели не только внешнюю фабулу, но и глубокое содержание. Для меня имя Аркадия Александровича стоит в одном ряду с Пушкиным, Достоевским, Шолоховым. Картины Пластова — та серединная линия нашего искусства, которая идет от иконописи к Александру Иванову, Василию Сурикову.
На торжественной церемонии присутствовал и внук мастера, Николай Пластов. Главный хранитель наследия поделился своими воспоминаниями о знаменитом деде:
— Достоинства живописи позволяют судить о принадлежности к самым высоким образцам художественной культуры. Его творчество впитало традиции Возрождения, импрессионизма, русского реализма... Кроме того, Аркадий Александрович внимательно изучал русскую и мировую литературу. Он подарил мне правильный взгляд на мир, разъяснил, как нужно переносить на холст ключевые точки. Если это правильно сделать, картина будет иметь смысл и силу. Любая тема, живописная задумка действует только тогда, когда ее архитектура соответствует замыслу. А еще он был просто удивительный дедушка, мастер сказок, рассказов.
Торжества продолжились уникальным однодневным проектом «Потаенные сокровища», подчеркнувшим гуманистическую направленность произведений живописца. В Московской государственной консерватории прошла презентация выставки-концерта, на которой представили христианские работы мастера — портреты священнослужителей и верующих, изображения церковной службы. Эти картины Пластова, происходившего, кстати, из рода иконописцев, при жизни практически не были известны.
Фото на анонсе: Константин Иванов