Уроки оптимизма

Елена ФЕДОРЕНКО

25.05.2012

В Москве состоялся фестиваль «Дни музыки Давида Кривицкого». В этом году известному композитору могло бы исполниться 75 лет.

Встречи с ним — могучим, сильным духом человеком — казались счастьем, но и оставляли чувство боли одновременно. Когда-то молодого композитора внезапно сразил тяжелейший недуг, и более двадцати лет он не мог передвигаться. Жизнь, казалось, сузилась до периметра рабочего кабинета. Вместо шумных дискуссий — редкие встречи с забежавшими друзьями. Но Давид Кривицкий, подобно герою «Доктора Фаустуса», открыл в себе особый дар — выстроить новый мир и свои с ним отношения. Его главным собеседником стала музыка.

Вечное противостояние Жизни и Смерти, «таинственная близость между страстью и смертью» стали известны ему, как никому другому. Но самое удивительное (чего уже и не встретить) заключалось в том, что он оставался романтиком, оптимистом. В годы, когда вполне здоровые и успешные люди сводили свое творчество к иллюстрациям депрессивных впечатлений, музыка Кривицкого поражала энергией добра, радостью познания и полнилась почти библейской благодарностью за каждый прожитый день.

Наследие Кривицкого — более 3000 опусов (его имя занесено в Книгу рекордов планеты — «Русский Гиннесс»), они разнообразны по жанрам (оперы «Доктор Живаго» по Пастернаку и «Черный обморок» по Набокову; балеты «Рафаэль де Валантен», вдохновленный Бальзаком, и «Пышка» по Мопассану), 7 симфоний, более 30 инструментальных концертов, камерная ансамблевая музыка...

Его сочинения в разные годы исполняли крупнейшие музыканты — в России и за границей, их высоко ценили специалисты и искушенные меломаны, знатоки современного искусства. Сегодня же музыка Кривицкого возвращается к широкой слушательской аудитории. В Москве завершился фестиваль «Дни музыки Давида Кривицкого». В Прокофьевском зале Музея музыкальной культуры имени Глинки в концерте Ave Maria произведения, созданные в разные годы под впечатлением католической молитвы, сложились в три образа «Девы благодатной» (готически-витражный дуэт для органа и меццо-сопрано, барочная экспрессия трио, где к голосу и органу присоединилась скрипка, и развернутая вокально-инструментальная «сцена»).

Камерные сочинения составили вечер «Классические розы» в Онегинском зале Дома-музея К.С. Станиславского. В той самой гостиной, где великий режиссер репетировал оперу «Евгений Онегин», прозвучали сочинения, вдохновленные русской литературой: изысканный цикл «Апофеоз сонету» на стихи Брюсова, три мелодекламации на стихи русских поэтов в исполнении друга и коллеги композитора Сергея Яковенко и внука, студента Московской консерватории Михаила Кривицкого.

В Малом зале консерватории концертом «Единство противоположностей» завершилась эта музыкальная «трилогия». В программе три мировые премьеры: Дуэт для скрипки и виолончели, Концертная симфония № 1 для скрипки, виолончели, семи скрипок, шести виолончелей, органа и ударных. А также Концерт Coincidentia oppositorum, где противоположности органа (Евгения Кривицкая) и рояля (Татьяна Полянская) сцементировали два струнных оркестра Госкапеллы под мастерским руководством маэстро Валерия Полянского. Прозвучали и изысканные консорты для редких тембровых составов — семейства флейт и скрипок (Кривицкий любил и умел скрещивать голоса инструментов). Концерты состоялись при поддержке Союза московских композиторов и Проекта «Открытая сцена-2012» и доказали, что жизнь музыканта не закончилась с его уходом. Напротив — она впереди.