От Грозного до Клеопатры

Евгения КРИВИЦКАЯ

06.04.2012

В Москве на III Международном фестивале Мстислава Ростроповича выступил Лондонский филармонический оркестр.

Топовый европейский оркестр, ведущий свою историю с 1932 года, вновь добрался в Москву после 40-летнего перерыва. Вероятно, благодаря тому обстоятельству, что с 2007 года его главным дирижером является наш бывший соотечественник Владимир Юровский. Вместе с маэстро впервые в Москве выступил 65-летний австрийский пианист Рудольф Бухбиндер. Обоих музыкантов объединяет особый интерес к первоисточникам, прижизненным изданиям классиков, позволяющим точнее понять авторский замысел. Для вдохновения у Юровского в артистической Большого зала консерватории лежал автограф Четвертой симфонии Брамса. Правда, во время концерта он дирижировал по современной партитуре, но лишь потому, что сильный свет софитов мог испортить раритет XIX века. Так что неудивительно, что звучание музыки Брамса сильно отличалось от привычной драматической взвинченности.

Под девизом «впервые в России» прошла и вторая программа Лондонского филармонического оркестра, посвященная Прокофьеву. Перед началом Юровский непринужденно прочел публике небольшую лекцию о «Египетских ночах» Таирова — Прокофьева, а затем Чулпан Хаматова и Константин Хабенский представили в лицах историю жизни Клеопатры.

Оратории «Иван Грозный» предшествовал рассказ музыковеда Нелли Кравец, поведавшей детективную историю находки новой версии партитуры в редакции Левона Атовмьяна, конфидента Прокофьева. Модное мероприятие внезапно приобрело совсем нетусовочный характер.

Вполне в традициях Ростроповича был собран интернациональный состав исполнителей. К великолепному Лондонскому филармоническому прибавились Государственный хор имени Свешникова и Камерный хор Московской консерватории. Хор чего только не делал: и лихо подавал драматические реплики за римлян в «Египетских ночах», и эффектно щелкал хлыстами, изображая лиходеев-опричников в «Иване Грозном».

А гости из Лондона играли Прокофьева так, словно смесь необузданности нрава и богоборчества у них в крови.