30.03.2012
Мюзикл уже не одно десятилетие живет в России на правах проблемного ребенка: с одной стороны, любимый и желанный, а с другой — ведет себя неважно и развивается трудно. Есть мнение, что Россия искусственно прививает к своему театральному стволу экзотическую ветку. Но есть и другая точка зрения: мы можем делать мюзиклы не хуже остальных, только надо не увлекаться бродвейскими кальками, а развивать отечественный вариант. Об этом неустанно твердят известные российские композиторы Алексей Рыбников, Максим Дунаевский, Александр Журбин... В противовес мнению «не наше это, не исконное» они приводят массу весомых аргументов. Например, старую традицию водевилей — национального музыкально-драматического жанра, который практически исчез с современных подмостков.
Отечественных мюзиклов у нас и сейчас немало, они идут и на свободных площадках, и в репертуарных театрах. Вот только никто серьезно не стимулирует развитие этого направления, вследствие чего и молодая композиторская поросль не спешит сочинять новые «Приключения Буратино» или «Алые паруса».
Компания Stage Entertainment специализируется на производстве и прокате бродвейских образцов. К слову, подобная практика существует во всех крупных европейских странах. Правда, опыт проката ясно показывает: он у нас не столь удачен и долговечен, как на Западе, еще и потому, что нет помещения, где в режиме ежедневного показа одно и то же название может идти долгое время. Ни МДМ, ни Театральный центр «На Дубровке», ни переданный недавно Михаилу Швыдкому под Театр мюзикла ДК имени Горбунова пока не оснащены в достаточной мере для сложнопостановочных зрелищ.
На мой взгляд, опыт удачных воспроизводств (те же Mamma Mia!, «Красавица и Чудовище») пока слишком скромен, чтобы затевать грандиозное переоборудование кинотеатра, исторически являющегося сердцем Пушкинской площади. Это только кажется — дай специальное здание, и в нем сразу воцарится такое изобилие мюзиклов, что Бродвей отдохнет. Опыт последнего десятилетия заставляет переосмыслить старую мудрость «ломать — не строить». Идея с переоснащением «Пушкинского» выглядит довольно варварской. В отличие от идеи театрального квартала, который исторически в этом районе уже сформирован.