На текущий год приходится еще одна знаменательная юбилейная дата в биографии Вахтанга Константиновича: 35 лет назад, в 1978-м, за исполнение роли Мимино он был удостоен Государственной премии СССР. Прозвучавшая в фильме песенка про «птичку-невеличку» настолько полюбилась зрителям, что позволила ее исполнителю сделать параллельно с актерской еще и певческую карьеру. Ведь несмотря на то, что еще в конце 60-х Кикабидзе выступал в знаменитом грузинском ВИА «Орэра», тогда он был всего лишь «одним из». А на волне успеха знаменитой данелиевской ленты Кикабидзе занял на советской эстраде уникальную нишу, создав образ спокойного, чуть ироничного, умудренного жизненным опытом человека, рассказывающего незамысловатые, но при этом исполненные глубокого житейского смысла истории.
Кто же такой Буба для российских зрителей и слушателей: «Мимин, который кур грузил» или грузинский шансонье №1? И то, и другое в равной степени. Важно, чтобы это понимал сам Вахтанг Константинович, в один «прекрасный» момент решивший: его гражданская позиция несовместима с творческой. Широко известно: после событий пятилетней давности в Абхазии и Южной Осетии Кикабидзе не скрывает своей обиды на «большого соседа». И не похоже, что его позиция по данному вопросу в ближайшем будущем изменится. «С 2008 года я не был в России вообще», — говорит артист. Добавляя, что условием его приезда в РФ должна быть смена первых лиц российской власти. Смелое (чтобы не сказать, самонадеянное) заявление. За последние пять лет Буба позволил себе немало подобных высказываний. Да, любовь наших соотечественников к Кикабидзе велика, но все же не до такой степени, чтобы в предвкушении его визита менять всю властную верхушку. Над памятью время не властно, и люди с удовольствием придут на концерты Кикабидзе и прослезятся под звуки неувядающих шлягеров. Ну а если нет — что ж, значит не суждено.
У нынешнего юбиляра драматичная судьба. Во-первых, Кикабидзе, судя по всему, уже многие годы пребывает в дисгармонии с самим собой. Ему сложно определиться, кто он — человек из советской эпохи, которой обязан буквально всем? Или выразитель интересов народа, который он обязан защищать любыми способами (недоброжелательные выпады в адрес России, демонстративный отказ от концертов, возврат Ордена дружбы)? И что делать теперь, когда власть в Грузии сменилась, и пылкие защитники Саакашвили оказались в неловком, мягко говоря, положении?..
Во-вторых, уже довольно давно творческое солнце артиста склонилось к закату. Новых хитов, способных хотя бы отдаленно приблизиться по уровню к упоминавшимся выше произведениям, в репертуаре Кикабидзе с лупой не отыщешь. Конечно, это не вина его, а беда — как и многих других звезд советской эстрады. Но скажем прямо: достижения Бубы — в далеком прошлом.
Порвав с Россией (именно с Россией: нельзя рассматривать простой народ в отрыве от социально-политических условий, в которых он живет), Буба потерял «рынок сбыта». Наша страна на протяжении многих лет была для него и главной концертной площадкой, и, соответственно, основным источником дохода. Признает это и сам Кикабидзе, не без горечи отмечая: «Я фактически потерял работу, потому что основной заработок у меня был на российской эстраде».
В кинематографе дела у Вахтанга Константиновича тоже не очень клеятся: за последние почти двадцать лет он снялся лишь в четырех лентах, причем почти везде в эпизодических ролях. Периодически на помощь Бубе приходит его старый друг Георгий Данелия: так, в вышедшем весной этого года мультфильме «Ку! Кин-дза-дза» Кикабидзе озвучил одного из персонажей.
Собственного бизнеса в России у артиста давно нет. Впрочем, странно, если было бы иначе, хотя к событиям пятилетней давности это отношения не имеет. По словам самого Кикабидзе, из основанного им ресторана «Не горюй!», находившегося близ Новодевичьего монастыря, он ушел еще раньше, чем заведение закрылось (а произошло это до 2008 года).
«А если скажут мне века: «Твоя звезда, увы, погасла»... Погасла ли? Трудный вопрос, на который нет однозначного ответа. С одной стороны, звезда замечательного певца и артиста Вахтанга Кикабидзе гаснуть не собирается: лучшим доказательством тому — его собственная, именная, на московской «Площади звезд». Но с другой, новым сиянием она мало кого озаряет. И в этом, несомненно, ответственность Бубы велика. В конце концов, Бог с ними, новыми супершлягерами и удачными ролями (с лихвой хватит и прежних), но разбрасываться проверенной десятилетиями привязанностью поклонников не стоит. И не следует искать врагов там, где их нет. «Мне кажется, проблемы Грузии коренятся в ее гостеприимности», — говорит артист. Может быть. Хотя фраза странная, и понять ее можно по-разному. Россия тоже всегда славилась радушием, доброжелательностью и открытостью. Хотелось бы, чтобы Вахтанг Константинович это понимал. И правильно расставлял акценты.