Евгения КРИВИЦКАЯ
14.07.2013
В Светлановском зале ММДМ прошло органное шоу «Париж».
Екатерина Мельникова, кажется, первая и единственная в России, рискнула сломать все каноны, диктующие со священным трепетом относиться к «королю инструментов». Уже несколько сезонов она удивляет необычными программами — шоу, перформансами, где может пройти живой показ мод (в программе «Орган в пространстве FASHION») или вклиниться рок-группа (в «Римских каникулах»). Разбиты сакральные оковы, и органистка теперь — участник дерзких историй, реализующая себя не только как исполнитель, но и как актриса, певица, танцовщица… Даже внешний облик Мельниковой на сцене далек от привычных академических рамок: продуманный грим, яркие модные платья, а бывает, и рокерские кожаные штаны, удобные разве что для байкерства — случился как-то и такой эффектный трюк на сцене Концертного зала имени Чайковского…
Конечно, на первый взгляд может показаться, что речь идет лишь о внешнем эпатаже для привлечения публики. Однако, разбивая стереотипы, артистка всякий раз предлагает качественный музыкальный продукт. Пусть иногда и экзотический с точки зрения пуристов, привыкших, что орган и Бах — близнецы-братья, а концертный зал — музыкальный храм.
Приглашая в «Париж», Екатерина Мельникова и режиссер Юрий Берестенников постарались воссоздать расслабленную атмосферу вечерних Больших бульваров — с кафешками, манящими причудливой игрой иллюминаций, с уличными музыкантами… Чуть с хрипотцой пел о любви голос кларнета Сергея Шитова, известного джазового импровизатора, ему вторили баянисты братья Бородины. В органных попурри на темы известных французских мелодий («Sous le ciel de Paris», из кинофильмов «Шербурские зонтики», «Игрушка») оживали образы великих шансонье — Ива Монтана, Шарля Азнавура. А потом и вовсе произошла метаморфоза, и органистка, преобразившись в певицу, стильно исполнила свою собственную композицию на стихи Поля Верлена. Не столько подражая легендарной певице, сколько фантазируя на тему: «Если бы Мирей Матье была я». Впрочем, в этот вечер звучал и академический репертуар, другое дело, что классикам «поменяли платья». Мельникова — мастер транскрипций, что и доказала, блестяще сыграв на органе известный скрипичный опус, «Интродукцию и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса.
Требовался ли в столь насыщенном эмоциональном пространстве еще и пластический элемент — вопрос дискуссионный. Во всяком случае, группа «Мим — оркестр» Алишера Хасанова (одного из соавторов шоу) выступила в явном контрапункте и даже в диссонансе с музыкой, добавив брутальной экспрессии лирическим соло органа