17.09.2014
Творчество ливерпульской четверки условно принято подразделять на три основных этапа. Первый — «мальчиковый», с 1962-го (когда вышел первый сингл) по 1965 год (когда в лирике стали появляться новые интонации, а непритязательные песенки о любви начали уступать место более содержательным сюжетам). Второй — «взрослый»: с конца 65-го по лето 67-го. В этот период музыканты безоговорочно овладели умонастроениями поклонников популярной музыки, увенчав свое победоносное шествие выпуском фундаментального диска «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». И третий — «зрелый»: вплоть до апреля 1970-го, когда Пол Маккартни официально объявил о выходе из состава группы. После смерти Брайана Эпстайна (кстати, 19 сентября текущего года битловскому менеджеру исполнилось бы 80) летом 67-го в рядах The Beatles начались разброд и шатания. Джон Леннон, вскоре после кончины Эпстайна, говорил: «Я никогда не заблуждался насчет того, что о деловой стороне мы не имеем ни малейшего представления. Брайан все брал на себя. А наше дело — играть музыку».
Так вот, дело в том, что к последним годам существования группы битлы подошли матерыми, искушенными артистами, у каждого из которых об исполнении этой самой музыки имелось собственное, порой идущее вразрез с остальными, представление. И последний альбом (номинально таковым является вышедший в начале 70-го «Let It Be», но записан он был раньше «Монастырской тропы»), «Abbey Road» демонстрировал данное обстоятельство как нельзя более красноречиво.
В чем же непреходящее величие и подлинная историческая ценность данного диска? Прежде всего в том, что накануне «золотого периода рока» (а таковым, несомненно, являются семидесятые) The Beatles дали новым поколениям музыкантов все карты в руки. На своей последней записи они обозначили основные направления, по которым рок-н-роллу предстояло развиваться в дальнейшем. Здесь есть все: классический роковый грув («Come Together»), сентиментальная баллада («Something»), незатейливый мюзик-холл («Maxwell’s Silver Hammer»), намек на хард-энд-хэви («I Want You»), полифоничный вокальный перформанс («Because»), ненавязчивый софт-рок («Here Comes The Sun»), мощный, находящийся на стыке блюза и эстрады, опус «Oh! Darling»... А львиная доля второй стороны пластинки, представляющей собой попурри из небольших музыкальных зарисовок, — мини-шедевр прогрессивного рока.
Так что правопреемникам ливерпульцев по рок-н-ролльному ремеслу оставалось лишь грамотно распорядиться оставленным The Beatles наследием. И они, как мы знаем, сумели это сделать: все, начиная с Led Zeppelin и Deep Purple и заканчивая Slade и Electric Light Orchestra, в неоплатном долгу перед битлами.
По сей день «Abbey Road» остается самым продаваемым альбомом в битловской дискографии, его суммарный тираж исчисляется десятками миллионов копий. Пластинка неизменно красуется на верхних позициях музыкальных релизов всех времен. Канонический снимок Джона, Пола, Джорджа и Ринго, переходящих лондонскую Abbey Road, давно уже стал своего рода рок-иконой, а сама улица — одним из основных туристических объектов британской столицы.
Кстати, на днях в Санкт-Петербурге был открыт отель в стиле The Beatles, названный в честь блистательной «лебединой песни» квартета.