По главной улице с битлами

Денис БОЧАРОВ

17.09.2014

Если принять за аксиому, что The Beatles были величайшей группой шестидесятых, то вышедший 45 лет назад, 26 сентября 1969 года, диск «Abbey Road» можно считать лучшим альбомом десятилетия.

Творчество ливерпульской четверки условно принято подразделять на три основных этапа. Первый — «мальчиковый», с 1962-го (когда вышел первый сингл) по 1965 год (когда в лирике стали появляться новые интонации, а непритязательные песенки о любви начали уступать место более содержательным сюжетам). Второй — «взрослый»: с конца 65-го по лето 67-го. В этот период музыканты безоговорочно овладели умонастроениями поклонников популярной музыки, увенчав свое победоносное шествие выпуском фундаментального диска «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band». И третий — «зрелый»: вплоть до апреля 1970-го, когда Пол Маккартни официально объявил о выходе из состава группы. После смерти Брайана Эпстайна (кстати, 19 сентября текущего года битловскому менеджеру исполнилось бы 80) летом 67-го в рядах The Beatles начались разброд и шатания. Джон Леннон, вскоре после кончины Эпстайна, говорил: «Я никогда не заблуждался насчет того, что о деловой стороне мы не имеем ни малейшего представления. Брайан все брал на себя. А наше дело — играть музыку». 

Так вот, дело в том, что к последним годам существования группы битлы подошли матерыми, искушенными артистами, у каждого из которых об исполнении этой самой музыки имелось собственное, порой идущее вразрез с остальными, представление. И последний альбом (номинально таковым является вышедший в начале 70-го «Let It Be», но записан он был раньше «Монастырской тропы»), «Abbey Road» демонстрировал данное обстоятельство как нельзя более красноречиво. 

В чем же непреходящее величие и подлинная историческая ценность данного диска? Прежде всего в том, что накануне «золотого периода рока» (а таковым, несомненно, являются семидесятые) The Beatles дали новым поколениям музыкантов все карты в руки. На своей последней записи они обозначили основные направления, по которым рок-н-роллу предстояло развиваться в дальнейшем. Здесь есть все: классический роковый грув («Come Together»), сентиментальная баллада («Something»), незатейливый мюзик-холл («Maxwell’s Silver Hammer»), намек на хард-энд-хэви («I Want You»), полифоничный вокальный перформанс («Because»), ненавязчивый софт-рок («Here Comes The Sun»), мощный, находящийся на стыке блюза и эстрады, опус «Oh! Darling»... А львиная доля второй стороны пластинки, представляющей собой попурри из небольших музыкальных зарисовок, — мини-шедевр прогрессивного рока.

Так что правопреемникам ливерпульцев по рок-н-ролльному ремеслу оставалось лишь грамотно распорядиться оставленным The Beatles наследием. И они, как мы знаем, сумели это сделать: все, начиная с Led Zeppelin и Deep Purple и заканчивая Slade и Electric Light Orchestra, в неоплатном долгу перед битлами. 

По сей день «Abbey Road» остается самым продаваемым альбомом в битловской дискографии, его суммарный тираж исчисляется десятками миллионов копий. Пластинка неизменно красуется на верхних позициях музыкальных релизов всех времен. Канонический снимок Джона, Пола, Джорджа и Ринго, переходящих лондонскую Abbey Road, давно уже стал своего рода рок-иконой, а сама улица — одним из основных туристических объектов британской столицы. 

Кстати, на днях в Санкт-Петербурге был открыт отель в стиле The Beatles, названный в честь блистательной «лебединой песни» квартета.