30.05.2014
ейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла.Хор «Многая лета» задал тон вечеру, где сошлись традиции восточной и западной Церквей. Как уникальный прецедент войдет в историю факт совместного музицирования православного Московского синодального хора и католического хора папской Сикстинской капеллы, совместно исполнивших увертюру «1812 год» Чайковского. В музыкальной истории о борьбе русских войск с наполеоновской армией гости из Рима однозначно встали на сторону победителей, внятно проартикулировав слова гимна «Боже, царя храни» (специально для московского выступления хористы освоили русский язык). К сожалению, оценить в полной мере искусство певчих Сикстинской капеллы публике не удалось. Вместо обещанных в анонсах григорианики и шедевров мастеров итальянского Ренессанса хор, слившись в божественной гармонии с музыкантами Большого симфонического оркестра, блистательно исполнил всего лишь один сольный номер — моцартовский «Ave verum corpus».
Основную программу составили сочинения отечественных классиков — с акцентом на творчество Чайковского. Интерпретации художественного руководителя и главного дирижера БСО Владимира Федосеева всегда индивидуальны, так что даже самые заигранные опусы (например, Вальс из «Евгения Онегина» или скрипичный антракт из «Спящей красавицы») звучали ярко и выразительно. Европейский саунд оркестра запомнился филигранной отделкой нюансов: истекал тончайшей дымкой «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, с большим внутренним благородством парил «Вальс-фантазия» Глинки. Очевидно, что дирижер стремился передать мечтательность и полетность музыкальной мысли, стройность пропорций, столь важных для автора «Жизни за царя».
Пришлись кстати и две части из «Весенней кантаты» Свиридова — сочинения хоть и светского, но наполненного духовным содержанием. Вышло просто и без ложного пафоса.
Один из выдающихся мировых баритонов Василий Ладюк сегодня может быть назван лучшим исполнителем титульной партии «Евгения Онегина». В сопровождении БСО пушкинский герой предстал сдержанно учтивым в арии «Когда бы жизнь домашним кругом» и тут же преобразился в финальном ариозо, разрушив светский лоск живой эмоцией вспыхнувшего чувства.
Перед началом концерта Владимир Федосеев заметно волновался, потому что вопрос веры для него — не только сфера мировоззренческих убеждений, но и профессиональный ориентир. Обратившись со словами благодарности к присутствовавшему в зале главе Русской православной церкви, Федосеев отметил: «Как важно услышать сегодня мысль Его Святейшества о том, что высокая культура есть выражение веры и служения. В самые важные моменты жизни я чувствую доброту и внимание ко мне Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Большой симфонический оркестр считает за честь участвовать во всех событиях, связанных с православной культурой».