Пропуск в Кремль

Евгения КРИВИЦКАЯ

26.04.2013

В Оружейной палате завершился XIV фестиваль «Кремль музыкальный».

Фестиваль, чья репутация в профессиональных и зрительских кругах выглядит безукоризненной, если не сказать — эталонной, был задуман всемирно известным пианистом Николаем Петровым, ушедшим из жизни в 2011 году. На сей раз концерты посвятили 70-летнему юбилею выдающегося музыканта. Готовились основательно: Национальный фонд поддержки правообладателей совместно с Международным благотворительным фондом Николая Петрова выпустил подарочную коллекцию записей пианиста (о них — в рубрике «Фонотека» на 16 полосе).

По идее Николая Петрова, «Кремль музыкальный» — фестиваль просветительского толка. Открывать новые для России исполнительские имена, и прежде всего — в сфере фортепианного исполнительства, — вот задача, изначально поставленная маэстро. Сам Николай Арнольдович всегда с упоением рассказывал о своих открытиях: как услышал по французскому каналу Mezzo необычное молодое дарование, как поразил его тот или иной конкурсант... Ни один талант не оставался без его внимания, каждому Петров «выписывал пропуск» в Кремль, где в Оружейной палате по традиции занимал место в первом ряду и с волнением следил за игрой — не подведут ли, оправдают ли выбор? Как правило, чутье Петрова не обманывало, и многие из тех, кто стартовал на «Кремле музыкальном», успешно вписались в многотрудную филармоническую жизнь.

Нынешний фестиваль не изменил привычного формата, хотя и проходил уже без своего создателя. Оркестр «Musica viva» и дирижер Александр Рудин задали радостный и оптимистичный тон, сыграв Дивертисмент Гайдна. За фортепианную часть отвечал Александр Кобрин, солировавший еще и в Концерте № 20 Моцарта. Разные лики современного пианизма продемонстрировали Александр Гаврилюк, Тиффани Пун, Франческо Тристано Шлиме. Самая юная, 16-летняя Тиффани, победительница прошлогоднего юношеского конкурса имени Шопена в Москве, впечатляюще исполнила Вторую сонату Шопена со знаменитым Траурным маршем и «Воспоминания о Дон Жуане» Листа. Александра Гаврилюка открыл в свое время Николай Петров, так что его приглашение оказалось еще и символическим жестом памяти. Гаврилюк — из породы убежденных виртуозов — тех, кто специально ищет головокружительные вершины и с блеском их покоряет. «Картинки с выставки» Мусоргского дали благодатный материал пианисту, сумевшему порезвиться в «Тюильрийскому саду», побродить в сумеречных «Катакомбах» и влететь на метле «Бабы-Яги» через «Богатырские ворота» во стольный град Киев. А «навороченная» каскадами октав и аккордов транскрипция «Полета шмеля», исполненная на бис, заставила зал разразиться овациями.

Гость из Люксембурга Франческо Тристано выбрал для себя амплуа художника-эстета, что подчеркнул рафинированной программой из собственных опусов, сочинений Баха и его старшего современника Букстехуде. Взяв органные пьесы, Тристано сознательно ушел от стилизации и имитации звучания «короля инструментов», предпочтя воспроизведению старинных узоров шитье по собственному — авторскому — рисунку.

Важную часть позднего творчества Николая Петрова (все помнят его блестящий дуэт с с Александром Гиндиным) представили ансамблевым музицированием — вечер фортепианных дуэтов естественно вписался в юбилейно-мемориальную линию прошедшего феста. Новый курс арт-директора «Кремля музыкального» — им стал скрипач и дирижер Дмитрий Коган, выступивший в Оружейной палате вместе с Камерным оркестром «Volga Philharmonic», — прокомментировала вдова Николая Арнольдовича Лариса Петрова, президент фестиваля: «Приглашение Дмитрия Когана — не просто стратегический выбор. Дима всегда называл Николая Арнольдовича своим духовным отцом, неизменно считался с его мнением. Как арт-директор он будет отвечать и за художественную часть, и за организацию, и за поиск спонсоров на проекты. Мы понимаем, сколь важен на сегодняшнем этапе приход молодого, яркого и сильного человека, умеющего решать менеджерские задачи».