Издательство «Сандлер» выпустило книгу «Размышления о странных объектах» — очередной том из серии «Rock Art», в рамках которой рассказывается об истории создания обложек пластинок знаменитых музыкантов. Новое издание посвящено группе Pink Floyd. «Культура» беседует с автором — исследователем и фотографом Валерием Кучеренко.

— В задуманной вами серии вышло уже три книги: вы рассказали об истории создания обложек альбомов групп Deep Purple, Rainbow и Whitesnake, Black Sabbath и Led Zeppelin. Теперь вот Pink Floyd. И, насколько я знаю, не за горами четвертый том. Чем объясняете успех проекта?


— Я приступил к этой работе почти тридцать лет назад. Сначала писал отдельные эссе по кавер-арту в различных изданиях. Заметив читательский интерес, понял, что пора «расширять производство» — запустить серию полноценных книг. В процессе консультаций с представителями музыкальной индустрии — журналистами, издателями, дистрибьюторами и фэнами, — я решил начать с описания создания обложек группы Deep Purple, имеющей в России солидную фэн-базу. Вскоре был найден издатель и вышел первый том. Я думаю, что он оказался успешным прежде всего потому, что в России изданий по данной теме ранее не было вообще, то есть я занял пустующую нишу. Сегодня серия «Rock Art» набирает обороты. Планируется выпускать по два тома в год, а накопленной информации как минимум хватит на пару десятков. 

Валерий Кучеренко
Валерий Кучеренко/фото: Photoxpress

— Не так много коллективов, музыкальное творчество которых настолько тесно переплетено с визуальной составляющей, как у Pink Floyd…


— На самом деле выдающихся коллективов, чья музыка неразрывно связана с изобразительным искусством, достаточно много. Это практически все группы арт-рока, в числе которых King Crimson, Genesis, Yes, Rush, Procol Harum, Marillion, Jethro Tull, Moody Blues, Emerson, Lake & Palmer. Все они работали с неординарными художниками и оформителями, которые прославились именно благодаря созданию обложек для их альбомов. Так что в этом плане группа Pink Floyd не уникальна. В отличие от историй создания визуальных образов — их я и выношу на суд читателя. Подкрепляя собственные соображения воспоминаниями непосредственных участников событий, стараюсь выстраивать повествование максимально подробно и доходчиво.

— Насколько вам, как рок-меломану, близка эстетика Pink Floyd? Причудливые образы Сторма Торгерсона, сюрреалистические рисунки Джеральда Скарфа, все эти, как вы их сами называете, «странные объекты» — задевают ли они вас лично за «живое»?

— Мне близка эта эстетика не только как меломану и поклоннику группы, но и как фотографу. Все эти образы оставляют глубокий след в моем сознании, заставляя задуматься и спроецировать тексты песен группы на собственные личные переживания. На мой взгляд, именно этим и ценно творчество Pink Floyd, в котором в равной степени присутствует и великолепная музыка, и крайне оригинальный визуальный ряд, состоящий из этих самых «странных объектов». 

«Rock Art. Том 3: Размышления о странных объектах (Pink Floyd)»

— Рассказ об обложках Pink Floyd — не только увлекательнейшее, но и весьма ответственное занятие. Что было самым сложным в ходе работы над третьим томом?

— Я бы выделил две самые большие трудности. Первая состоит в том, чтобы синхронизировать рассказы разных людей и выстроить повествование в правильной хронологической последовательности. А вторая заключается в отсечении лишнего. Мы ведь прекрасно знаем, что в истории рок-музыки присутствует немалое количество «городских легенд», то есть всякого рода придуманных баек, распространяемых СМИ для придания артисту гротескного имиджа.

— Изображения на конвертах пластинок Pink Floyd в основном загадочны, витиеваты и неоднозначны. Это был осознанный креативный ход ансамбля?


— Судя по многочисленным интервью участников группы, главной задачей было найти «правильного» визуализатора их идей. В случае с Pink Floyd музыкантам группы однозначно повезло, ибо почти сразу они нашли нужного человека — Сторма Торгерсона, основателя дизайн-студии Hipgnosis, которая оформила почти все альбомы коллектива.

Сотрудники этой студии, а также привлекаемые Торгерсоном сторонние специалисты-фрилансеры, обладали мощной креативностью, поэтому предлагаемые ими варианты оформления, как правило, принимались участниками группы без каких-либо серьезных возражений. Да, Сторм Торгерсон мог порой яростно спорить по различным вопросам, в том числе и по созданию артворков, с лидером Pink Floyd Роджером Уотерсом, но это объясняется исключительно столкновением непомерно раздутых эго. И эти споры только помогали созданию по-настоящему шедевральных визуальных образов.

Animals

— Если допустить, что музыка этой группы была бы не столь грандиозно «упакована», производила ли бы она столь ошеломляющий эффект?

— Честно говоря, я даже не могу представить классические альбомы Pink Floyd с другим оформлением и никогда не думал о том, насколько они были бы успешны, имея другие обложки. Вообразить пластинку The Dark Side Of the Moon без канонической призмы или Atom Heart Mother без уставившейся в объектив фотокамеры коровы сегодня просто невозможно. В случае с Floyd музыкальная и визуальная составляющие настолько тесно переплелись, что лично для меня однозначно стали единым и неделимым целым.

The Dark Side of the Moon

Что же касается малоизвестных широкой публике артистов (то есть не раскрученных индустрией и не имеющих больших хитов), то они, как правило, располагают весьма скромным бюджетом для оформления своих творений и не могут себе позволить нанять топового художника-оформителя или прибегнуть к услугам известного дизайн-бюро. Поэтому в большинстве случаев обложки их пластинок сделаны «на коленке» и не являются каким-то оформительским откровением. Как правило, это клише, которое четко говорит о том, артист какого жанра представлен на данном диске. Ни о каких дизайнерских изысках в подобных случаях речь обычно не идет.

Безусловно, исключения из этого правила существуют, и зачастую они обусловлены тем, что именитые дизайнеры делают свою работу практически бесплатно, проникаясь творчеством малоизвестных или даже совсем неизвестных коллективов. В портфолио того же Сторма Торгерсона есть некоторое количество групп, названия которых широкой публике мало что говорят, но оформления их альбомов и синглов, благодаря личному интересу дизайнера, без всяких натяжек являются блестящими образцами искусства современного дизайна.

Wish You Were Here

— Когда вы рассказываете о художественной стороне творчества того или иного коллектива или исполнителя, переслушиваете ли вы их записи «от и до»?

— Безусловно. Причем частенько при этом держа в руках конверт виниловой пластинки, о которой в данный момент пишу. В случае с Pink Floyd я не ограничивался прослушиванием канонических версий альбомов — также знакомился и с современными ремастированными и перемикшированными их изданиями, включая Hi-Resolution-версии. Наверное, это необходимо для того, чтобы пустить мысли в нужном направлении. Альбом содержит трек-лист, а это четкая структура, позволяющая упорядочить поток возникающих идей.

— Сегодня, несмотря на то, что артисты продолжают печатать пластинки, искусству оформления альбомов уделяется не так много внимания. Каким вам видится будущее артворка?


— С появлением компакт-дисков, когда оформление альбомов стало иметь гораздо меньшую «рабочую» площадь, искусство артворка стало заметно проседать. Этому поспособствовало то, что дизайнеры начали активно использовать графические редакторы, зачастую делавшие их творения стерильными и бездушными.

Wish You Were Here

Но в последнее время, по мере возвращения виниловых пластинок, искусство оформления альбомов стало постепенно возрождаться. Я вижу, что современные дизайнеры стараются по максимуму использовать в своей работе мощный инструментарий, предоставленный новейшими технологиями, включая 3D-графику и искусственный интеллект. Существует немало работ, которые по креативности и оригинальности не уступают творениям знаменитых дизайнеров прошлых десятилетий. Так что у искусства кавер-арта однозначно есть будущее. И пока жив формат виниловой пластинки, искусство оформления альбомов никуда не исчезнет.

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости