31.10.2025
Московский коллектив «Пикник-квинтет» известен своим исполнением редких композиций, сочетающих в себе джаз и классику. Их новый альбом — полная версия «Пикник-сюиты» (Picnic Suite) французского джазового композитора и пианиста Клода Боллинга.
«Пикник-сюита» — музыкальный шедевр, который принадлежит перу тонкого ценителя красоты, мастеру смешений стилей, пианисту-виртуозу, — говорит лидер ансамбля, гитарист Дмитрий Андреев. — Во всей сюите Боллинга чувствуется атмосфера Парижа, сиреневые лавандовые поля Прованса, рыцарские долины Луары... Каждая часть сюиты покоряет совершенно разной картиной эпох и пейзажей: Рококо, Мадригал, Канон, Фантастик... «Пикник-сюита» — истинное наслаждение и радость от незабываемых музыкальных впечатлений».
Масштабное произведение было создано в 1980 году. Оно состоит из семи частей, каждая из которых представляет собой уникальную музыкальную историю, объединенную общим замыслом композитора. Из-за внушительных размеров сюиту редко исполняют и записывают полностью. Некоторые музыканты включают отдельные номера в концертный репертуар, но «Пикник-квинтет» — единственный ансамбль в России, исполняющий сюиту целиком и сделавший ее лейтмотивом своего творчества. Да и название коллектива появилось именно благодаря Picnic Suite.
«Сюита задумана для дуэта классической гитары и флейты и, одновременно, для джазового трио (рояль, контрабас и ударные инструменты). Именно этот состав инструментов дал возможность Клоду Боллингу соединить в одном произведении барочные инструментальные диалоги гитары с флейтой и пряные джазовые аллюзии в исполнении трио», — так характеризует сочинение пианистка Ольга Заикина.
Помимо Заикиной и Андреева, участниками коллектива являются контрабасист Ваджид Мухамеджанов, ударник Денис Любаков и флейтистка Юлиана Падалко. Квинтет можно услышать на сцене с абсолютно разными программами для взрослой и детской аудитории. В репертуар «Пикник-квинтета» входят сочинения Астора Пьяццоллы, Карлоса Гарделя, Антониу Карлоса Жобима, Дэйва Брубека, Пола Дезмонда, Оскара Питерсона, Кенни Баррона, Виктора Янга, Педро Итурральде, Микаэла Таривердиева, Андрея Петрова, Юрия Чугунова.
Свой первый диск с пятичастной сюитой «Весной» советского композитора Сергея Василенко «Пикник-квинтет» выпустил на «Мелодии» в 2024 году. А мысль записать цифровой студийный альбом Picnic Suite появилась еще во время первых концертов ансамбля, в 2018-м, и теперь эта идея воплотилась в жизнь. Запись сделана в студии «Синелаб» в апреле текущего года.
В программу релиза вошли колыбельные разных эпох и стилей. Альбом представляет собой запись концертной программы «Колыбельная», которая состоялась в ноябре прошлого года в Галерее Niko. Инициаторы проекта, певица Альбина Латипова и пианист Юрий Мартынов, исследовали, как менялся жанр колыбельной песни: каким его представляли европейские композиторы-романтики от Роберта Шумана до Рихарда Штрауса; как звучала русская и советская колыбельная у Николая Римского-Корсакова, Исаака Дунаевского и Матвея Блантера; как жанр изменили джазовые мелодии Джорджа Гершвина...
Альбина Латипова — оперная певица, сопрано, солистка Большого театра России, лауреат международных конкурсов. Ее дебютные работы 2020-х неоднократно отмечало профессиональное музыкальное сообщество. Помимо работы в театре, Латипова выступает на фестивалях и сотрудничает с такими известными музыкантами, как Александр Рудин, Алексей Гориболь и Яков Кацнельсон.
Что же касается профессора Московской консерватории Юрия Мартынова, то, помимо пианино, музыкант прекрасно владеет практически всеми историческими клавишными инструментами. Репертуар его необычайно широк и включает в себя произведения от XVI до XX века. Мартынов участвовал во многих знаковых фестивалях («Декабрьские вечера Святослава Рихтера», Earlymusic, «Другое пространство»), сотрудничал с такими музыкантами, как Алексей Любимов, Дмитрий Лисс, Саулюс Сондецкис.

В 2025 году исполняется 100 лет со дня рождения композитора Бориса Чайковского. К этой дате «Мелодия» подготовила серию альбомов, и релиз «Открытия и откровения. Симфонические произведения», посвященный неизвестным и редким произведениям Бориса Александровича, — часть масштабного юбилейного проекта.
Композиторская судьба Бориса Чайковского внешне была довольно ровной и успешной — работа как в академической среде, так и для советской популярной музыки, признание слушателей и профессионалов, дружба и сотрудничество со многими значимыми музыкантами своего времени, среди которых виолончелист Мстислав Ростропович, дирижеры Рудольф Баршай и Кирилл Кондрашин.
Однако в творчестве все складывалось не так гладко. Одно из первых крупных сочинений композитора, оперу «Звезда», созданную по мотивам повести Эммануила Казакевича на стихи поэта Давида Самойлова, в 1949 году запретили к исполнению. Подобная судьба постигла еще одно раннее произведение Чайковского — «Шествие» для большого симфонического оркестра: даже в рукописном нотном архиве композитора эта партитура не сохранилась. И недавно, специально для настоящего издания, ученик Бориса Чайковского, композитор и музыковед Юрий Абдоков нашел нотный материал «Шествия». Выяснилось, что партитура много лет хранилась в архиве Московской консерватории как студенческое сочинение.
«Открытия и откровения» — это альбом-ретроспектива, в котором представлены работы различных творческих периодов Бориса Чайковского: от относительно известного «Ветра Сибири» до малознакомых даже специалистам «Шествия» и увертюры к опере «Звезда», записанных впервые. Еще один дебют диска — «Симфония с арфой», также впервые зафиксированная в студийном варианте.
Над фонограммой работал один из старейших коллективов России — Московский государственный академический симфонический оркестр вместе с новым руководителем Иваном Никифорчиным. Солисткой в «Симфонии с арфой» стала Валерия Вощенникова — артистка оркестра Большого театра, лауреат международных конкурсов и участница проектов для молодых музыкантов. Звукорежиссером записи выступил Михаил Спасский.
«Выпуск альбома симфонических произведений Бориса Чайковского — очень важная веха в истории оркестра, — отмечает директор МГАСО Ирина Шигорева. — Это первая совместная запись с художественным руководителем оркестра Иваном Никифорчиным. Альбом открывает новый этап в дискографии оркестра и не случайно называется «Открытия и откровения». Запись представляет симфоническое творчество Чайковского как меломанам со стажем, которые наслаждались им еще при жизни Бориса Александровича, так и молодежи, которая только-только знакомится с наследием великого композитора и пианиста».
Также к 100-летнему юбилею композитора «Мелодия» подготовила собрание избранных записей «Борис Чайковский. Коллекция», осуществленных в разные годы и отражающих основные жанровые и стилевые особенности творчества музыканта.