День рождения волшебника: к юбилею Кена Хенсли

Денис БОЧАРОВ

25.08.2025

День рождения волшебника: к юбилею Кена Хенсли

Исполнилось 80 лет со дня рождения Кена Хенсли — талантливого клавишника и выдающегося композитора. Именно благодаря его песням группа Uriah Heep обрела громкое имя и стала одним из самых любимых западных рок-коллективов на постсоветском пространстве.

Принято думать, что после включения в Зал славы рок-н-ролла артисту больше доказывать ничего и никому не надо. Британцам Uriah Heep попасть туда, похоже, не грозит — иначе бы они давно удостоились подобной чести. У этого заведения свои законы. Политику «элитного клуба» определяют преимущественно американцы, а у них свои представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Однако Россия — не Америка, где — забегая вперед, отметим — далеко не каждый альбом Uriah Heep официально издавался.

Uriah Heep

Если бы подобный «зал славы» существовал у нас, то эта группа была бы включена в него одной из первых. О том, как сильно любят в России Uriah Heep, сказано немало. Фирма «Мелодия» в начале 1980-х (когда любая запись западного артиста, тем более исполняющего рок-музыку, подвергалась тщательной цензуре) рискнула выпустить альбом Innocent Victim — пусть без аннотаций и оригинального оформления.

Хитов в арсенале Uriah Heep в их «золотые годы», пришедшиеся на 1970-е, было предостаточно. Их автором был Кеннет Уильям Дэвид Хенсли, игравший в группе с момента ее основания в 1969-м до 1980-го. На дебютной пластинке Very 'eavy... Very 'umble, вышедшей в 1970-м, авторское участие Кена сведено к минимуму, поскольку он включился в работу, когда материал был уже написан другими участниками ансамбля. Зато, начиная со второго альбома Salisbury (1971) и вплоть до релиза Conquest (1980), главным поставщиком музыкального материала являлся Хенсли.

За это десятилетие Uriah Heep выпустили дюжину студийных лонгплеев. Песни Кена — разной степени сложности: от многочастных развернутых музыкальных полотен (The Magician's Birthday, Paradise/The Spell, Return to Fantasy) до лаконичных и бесхитростных вещиц (Blind Eye, Free Me, The Wizard). Ему в равной степени удавались как лихие напористые рок-боевики (Easy Livin', Look at Yourself, Can't Keep a Good Band Down), так и трогательные романтические баллады (Illusion, Sunrise, Rain). Есть в его «послужном списке» и абсолютно обезоруживающая вещь — Lady in Black, без которой немыслимы выступления Uriah Heep и самого Кена. Ее очарование прекрасно осознавал и сам автор, не без гордости отмечая: «А вы попробуйте написать хорошую песню, в которой были бы только два аккорда и припев без слов!»

Кен Хенсли

Трудно сказать, почему этот симпатичный коллектив не добился бешеного успеха. Возможно, потому, что в семидесятых «великолепных пятерок» (ансамблей, скроенных по одному лекалу: вокалист/гитарист/басист/клавишник/ударник) и без Uriah Heep в мире существовало предостаточно — недоброжелатели даже порой называли их «Deep Purple эконом-класса». Или причина в недобросовестном отношении к делу некоторых участников «золотого состава»: певец Дэвид Байрон на протяжении десятилетия практически «не просыхал», барабанщик Ли Керслейк мало в чем от него отставал, а басист Гэри Тэйн и вовсе пополнил собой печально известный «клуб 27». Возможно, свою роль сыграли и стремительно меняющиеся вкусы аудитории.

Как бы то ни было, к концу 1970-х Кену наскучило практически в одиночку тянуть лямку проекта, и с начала 1980-х он сосредоточился на сольной карьере. Не сказать, чтобы она у Хенсли удалась на славу, но преданная аудитория, позволявшая музыканту более-менее регулярно записывать альбомы и ездить с гастролями, у него была. Прежде всего это относилось к Германии, странам Восточной Европы и России.

Впервые приехав в нашу страну в 2002 году, Кен стал наведываться к нам регулярно. За без малого двадцать лет (артист скончался в 2020 году в своем доме в Испании, где в последние годы жизни проводил большую часть времени) Хенсли выступил в России в рамках разных проектов: в составе подыгрывающей ему рок-группы, как музыкант, поющий под акустическую гитару или играющий на рояле под сопровождение симфонического оркестра. Он давал сольные концерты, устраивал масштабные туры по стране и даже не чурался корпоративов. А в 2004 году Кен приехал в Москву для записи альбома The Wizard's Diary, на котором, помимо привычного Hammond B3, сыграл на синтезаторе Moog и других клавишных инструментах, а также исполнил гитарные и вокальные партии.

Словом, с нашей страной у маэстро завязалась тесная дружба, ворчливые снобы даже порой отпускали едкие реплики в духе «он здесь давно поселился». Но дело в том, что Хенсли действительно искренне любил нашу публику, и она отвечала ему взаимностью, всегда с готовностью раскупая билеты, чтобы в очередной раз услышать бессмертные July Morning, Easy Livin', Sweet Freedom, Stealin', Lady In Black и многие другие произведения.

Композиция «День рождения волшебника» (The Magician's Birthday, с одноименного альбома, записанного в 1972 году, когда Uriah Heep находились на пике славы), о танцующей и поющей публике, пришедшей на праздник к имениннику, стала для Хенсли в чем-то автобиографичной. Ведь он и был волшебником, создающим мелодии, которые доставляли наслаждение слушателям и обеспечивали автору достойное место в пантеоне рок-мастеров. Сегодня его песни продолжают делать доброе дело и для музыкантов Uriah Heep, которые находятся в прощальном (если верить информации, исходящей из уст единственного участника оригинального состава группы, гитариста Мика Бокса) турне.

Своим долголетием носители одного из наиболее неприглядных имен в истории мировой литературы (как известно, Урия Гип — злодей из романа Диккенса «Дэвид Копперфильд») обязаны, повторимся, именно блистательному композиторскому дару Кену Хенсли. С момента ухода клавишника из проекта прошло уже сорок пять лет, ничего сопоставимого с композициями семидесятых «осиротевшие» музыканты создать не сумели.

Более того, период 1980—1990-х годов «хипы» словно вычеркнули из своей истории. Обычно их концерты проходят по следующей схеме: исполнив несколько песен с последнего релиза (просто потому, что так положено), Мик Бокс и компания все оставшееся время потчуют публику хитами, сочиненными главным композитором группы. К чести Хенсли, следует отметить: он никогда не предъявлял бывшим коллегам претензий, не сутяжничал...

Считается, что рок — это музыка прежде всего вокальная. Однако здесь уместно вспомнить высказывание Кэсс Эллиот, вокалистки знаменитой в 1960-х группы The Mamas & The Papas: «Вы можете обладать неимоверными вокальными данными и уметь петь в самых разных жанрах, но если в вашем распоряжении не будет качественного музыкального материала, проще говоря, хорошей мелодии, то вам ничего более не останется, как стоять на сцене с широко открытым ртом». За пятьдесят шесть лет в Uriah Heep было шесть вокалистов. С учетом того, что песни Кена исполняются и вне «стен» этой группы (кавер-версии композиций Хенсли существуют в репертуаре известных артистов — от хэви-метал-команды W.A.S.P. до акустического неоренессанс-проекта Blackmore's Night), можно смело резюмировать: «качественным музыкальным материалом» наш герой снабдил многих певцов.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС и Марат Абулхатин/ТАСС