Денис БОЧАРОВ
19.08.2025
Девятнадцатого августа 80-летний юбилей отмечает Иэн Гиллан — один из величайших рок-певцов в истории, вокалист классического состава группы Deep Purple, а также исполнитель заглавной партии в знаменитой рок-опере Jesus Christ Superstar.
Когда в начале 1970 года музыкальная партитура и либретто грандиозного опуса «Иисус Христос — суперзвезда» были готовы, его авторы, композитор Эндрю Ллойд Уэббер и поэт Тим Райс, приступили к поиску исполнителей главных партий. Но если с кандидатурами на роли Иуды, Марии Магдалины и Понтия Пилата (Мюррей Хед, Ивонн Эллиман и Барри Деннен соответственно) они определились довольно быстро, то вопрос о том, кому предстоит петь арии самого Иисуса Христа, некоторое время оставался открытым. Легенда гласит, что когда Уэббер и Райс посетили концерт стремительно набиравшей популярность группы Deep Purple, где запевалой был паренек по имени Иэн Гиллан, то в один голос воскликнули: «Теперь я обрел своего Иисуса!»
Справедливости ради, тогда, в 1970-м, не только Эндрю Ллойд и Тим нашли своего Иисуса — в лице Гиллана вся мировая рок-сцена получила одного из своих ярчайших представителей. В том году также увидел свет альбом Deep Purple In Rock, ставший впоследствии одной из фундаментальных записей как в обширной дискографии группы, так и в истории рок-н-ролла. Таким образом, 1970-й стал подлинным звездным часом нашего героя. Хотя в общепризнанного корифея вокального перформанса Иэн Гиллан превратился не в одночасье.
Середина шестидесятых — сумасшедшее время в истории популярной музыки. В особенности это касается Великобритании. Вдохновленные невероятным успехом The Beatles, юнцы по всей стране взяли в руки гитары и подошли к микрофонным стойкам. Не стал исключением и Гиллан: не проявлявший никакого интереса к академическим наукам, но с ранних лет обнаруживший в себе певческий дар, Иэн решил посвятить жизнь музыке.
Фото: Виталий Безруких/РИА Новости
За несколько лет он успел поучаствовать в нескольких любительских коллективах (The Moonshiners, The Javelins, Wainwright's Gentlemen), пока не «осел» в команде под названием Episode Six. Это был уже вполне профессиональный проект, записавший несколько сорокапяток, ни одна из которых, впрочем, не сумела протиснуться в национальные чарты Туманного Альбиона — что уж говорить о другой стороне Атлантики. Да и много ли шансов «выбиться в люди» было у провинциальной группы, когда на мировой поп-рок-сцене вольготно себя чувствовали такие ребята, как The Rolling Stones, The Kinks, The Animals, The Who, The Hollies, Manfred Mann, The Dave Clark Five и многие, многие другие?
Но была в рядах Episode Six одна «изюминка» — певец, умевший вопить неимоверно высоким голосом. Обладателя подобных вокальных данных искала и группа Deep Purple — уже довольно известная, но еще отнюдь не знаменитая. Успевший к концу 1969-го выпустить три симпатичных альбома, коллектив метался в поисках нового звучания. Певец (Род Эванс) с ярко выраженной эстрадной подачей, перестал устраивать «темно-лиловых». Услышав певца из Episode Six, основатели коллектива, гитарист Ричи Блэкмор и клавишник Джон Лорд, поняли, что наконец-то нашли того, кого искали.
Им даже не пришлось делать Гиллану «предложение, от которого невозможно отказаться» — вокалисту самому стали тесны рамки проекта. Иэн без особых сожалений расстался с «Шестым эпизодом», а заодно «прихватил» с собой коллегу по группе, басиста Роджера Гловера. И в истории самобытной (и, к слову, впоследствии особенно горячо любимой на всем постсоветском пространстве) рок-группы начался новый этап.
Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости
Гиллан начал с малого: в сочиненном Джоном Лордом Concerto for Group and Orchestra (произведении, исполненном Deep Purple и Королевским филармоническим оркестром в лондонском «Ройал Алберт-холле» в сентябре 1969 года) певец номинально обозначил свое присутствие... Но уже через несколько месяцев музыкальный мир буквально взорвал лонгплей In Rock, в котором прозвучали композиции Child In Time и Speed King — и произвели ошеломляющее впечатление на Тима Райса и Эндрю Ллойда Уэббера.
Вот как сам Гиллан вспоминал об участии в проекте Jesus Christ Superstar: «Я приехал на квартиру к Эндрю, где они с Тимом изложили мне концепцию их мюзикла. Эндрю сел за пианино и сказал: «Должно звучать вот так», — и начал играть. Jesus Christ Superstar был для меня опытом скорее творческим, чем религиозным. В Христе я видел, прежде всего, историческую личность. Так что это не было для меня каким-нибудь значительным и глубоким религиозным переживанием. Я не являюсь религиозным человеком в общепринятом смысле этого слова. У меня есть сильная вера, но она не имеет отношения к определенной конфессии. Роль Иисуса была неким вызовом, потому что у каждого есть свое видение этой личности. Моей задачей было воссоздать орнамент, сложенный Тимом Райсом в текстах песен... Когда я начал петь слова, которые Христос говорит, будучи распятым на кресте, то вдруг понял, кем был этот парень и какой вес имели его проповеди. До меня дошло, почему миллионы людей в течение двух тысяч лет изучают каждое его слово. Необычайно трогательный момент! Признаюсь, мне было очень трудно справиться с волнением».
Тем не менее на запись всех (!) арий главного героя Иэну потребовался один день, а точнее — несколько часов. «Я записал свои партии за три часа, и уже вечером выступал с Deep Purple», — рассказывал певец в одном интервью.
После феноменального успеха рок-оперы творческая жизнь Иэна была связана преимущественно с Deep Purple. И, хотя коллектив за свою без малого 60-летнюю историю пережил не одну смену состава, для большинства поклонников основные успехи ансамбля связаны именно с теми периодами, когда партию лидер-вокалиста в нем исполнял Гиллан.
Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости
А этих периодов было три. Первый — с 1969-го по 1973 год, когда были записаны великолепные пластинки In Rock, Fireball, Machine Head и Who Do We Think We Are, композиции из которых по сей день составляют основу концертного репертуара DP. Второй — с 1984-го по 1988-й, когда, после десятилетнего перерыва, группа триумфально воссоединилась в «золотом» составе (помимо Гиллана, это гитарист Ричи Блэкмор, басист Роджер Гловер, клавишник Джон Лорд и барабанщик Иэн Пейс) и выпустила два довольно удачных студийных и один концертный диск. И, наконец, третий — с 1993-го по сегодняшний день: за эти тридцать с лишним лет ведомые Гилланом музыканты выдали десять студийных релизов, последний из которых, альбом =1, вышел в прошлом году.
В 1996-м Deep Purple впервые выступили в России, и с тех пор, вплоть до недавнего времени, приезжали к нам неоднократно: как с единичными концертами, так и с полномасштабными гастролями по всей стране. Что же до самого вокалиста, то он успел познакомиться с отечественным слушателем еще раньше, в советское время: в 1990 году Иэн Гиллан приезжал с концертами в Москву в рамках сольного проекта.
Кстати, о сольной карьере тоже уместно упомянуть. В те отрезки времени, когда группа Deep Purple не подавала признаков жизни, Гиллан без дела не сидел. Его сольная дискография включает около двадцати пластинок, записанных под разными «вывесками»: в составе проектов Ian Gillan Band, группы Gillan, в соавторстве со старым другом и коллегой Роджером Гловером или же просто под своим именем.
Успехом сольные записи Иэна пользовались редко — во многом потому, что вокалист не ставил своей целью неуклонное пополнение фанатской базы. Некоторые его работы либо неприкрыто экспериментальны (например, многие фанаты попросту не поняли флирта артиста с джаз-роком и фьюжном во второй половине 1970-х), либо откровенно авантюрны. К числу последних следует отнести один из самых курьезных альянсов в истории рок-музыки, а именно участие Иэна в записи альбома Black Sabbath 1983 года. Для подчеркнуто мрачной эстетики этого коллектива трудно найти более неподходящий голос. Меломаны до сих пор называют пластинку Born Again записью проекта Black Purple. Ироничной пикантности данной «коллаборации» добавляло то обстоятельство, что на концертах в поддержку альбома музыканты Black Sabbath были вынуждены исполнять на бис «пепловскую» Smoke On The Water. Неудивительно, что этот состав просуществовал недолго.
фото: EPA/ТАСС
Как ни крути, а время показало, что истинное предназначение мистера Гиллана — быть вокалистом Deep Purple. Что он с успехом продолжает делать по сей день. Вышедшая в прошлом году пластинка Deep Purple =1 заставляет в очередной раз снять шляпу перед вокалистом: демонстрации столь впечатляющих вокальных данных под занавес восьмого десятка классический рок еще не знал.
Фотографии: Виталий Безруких/РИА Новости (на анонсе) и EPA/ТАСС