26.03.2025
— Вера Николаевна, как возникла мысль написать биографическую повесть о Муслиме Магометовиче?
— Творчеством Муслима Магомаева я увлекаюсь давно, была на многих его концертах. Годы спустя мне посчастливилось познакомиться с ним лично.
Как большинство поклонников таланта Магомаева, я собирала его записи, материалы, связанные с артистом — в итоге у меня образовалась внушительная коллекция.
В последние годы жизни Муслим Магометович активно присутствовал в Сети, и я и другие почитатели его творчества через интернет могли общаться с ним ежедневно. Моя коллекция значительно пополнилась новыми записями, материалами. При написании книги возникла вот какая проблема. Бывает, что автор биографии не добирает фактологии. В моем же случае наоборот: материала накопилось слишком много, приходилось выбирать!
Материал я собирала, не думая о том, чтобы его когда-нибудь опубликовать. Возможно, книга никогда бы не увидела свет, если бы к этому меня постоянно не подталкивали мои друзья. Повлияло и то, что о Муслиме пишут много, но часто домысливая и перевирая. Мне хотелось такую несправедливость как-то исправить. Ведь Магомаев — не только великий певец, но и выдающаяся личность. Это я и попыталась показать на страницах своей книги.
— Когда вы осознали масштаб этой личности?
— Еще в детстве, когда впервые увидела Магомаева по телевизору. И это яркое впечатление остается со мной по сей день. Последовавшая история нашей музыкальной культуры подтвердила правоту моих детских впечатлений.
— Каким Магомаев запомнился вам в личном общении?
— Прежде всего, он был очень интересным человеком: умный, мудрый, а главное — необыкновенно доброжелательный к людям. Он помог огромному количеству людей, никогда не выставляя добрые дела напоказ. Ведь как сейчас бывает: поделился ты с кем-то, и тут же все издания о тебе громко раструбят. Нет, Муслим был не таким.
Кроме того, Магомаев был очень эрудированным. Его размышления о музыке, искусстве и просто о жизни поражают глубиной.
— Он вам ближе как эстрадный певец или вокалист академического жанра?
— Мне, как и многим моим сверстникам, Магомаев интересен целиком — дробить его жанрово я бы не стала. С одной стороны, он пробудил в людях моего поколения интерес к классической музыке: ему с легкостью давались как оперные арии, так и камерные произведения. С другой — он приблизил эстраду к высокому искусству. До Магомаева считалось, что песня — это легкий, непритязательный жанр. Но Муслим Магометович возвел песню практически до уровня классики. Об этом говорят не только поклонники его творчества, но и профессиональные композиторы. Магомаев показал, что у песни есть не только авторы музыки и текста — исполнитель имеет не меньшее значение.
Сам Муслим говорил: «Нет больших и малых жанров. Есть просто хорошая музыка и плохая. Я люблю хорошую».
Магомаеву не раз задавали вопросы, зачем он переключился с «серьезной» музыки на эстрадную. Он отвечал с юмором: «Если бы я сосредоточился на оперном жанре, то не обрел бы всемирной известности. Так что, если бы добрая фея дала бы мне шанс прожить жизнь заново, я бы сделал все по-прежнему. Единственное, что: не курил бы».
— Многие поклонники Магомаева считают, что певец покинул большую сцену слишком рано. Вы согласны?
— Он бы не стал петь до последнего вздоха. Зрители его ждали, очень любили, организаторы концертов на всевозможные мероприятия приглашали, но он не горел желанием петь до изнеможения.
Был момент в 2005 году, когда Магомаев хотел вернуться на большую сцену. Стал подбирать новый репертуар, но возвращения не состоялось. И дело здесь не в его здоровье — возникли проблемы иного характера… Впрочем, в моей книге сказано и об этом.
— Чего не хватает современному артисту для того, чтобы стать хотя бы наполовину таким же великим, каким был Муслим Магометович?
— Одного певческого таланта, которым одарил Магомаева Всевышний, здесь недостаточно. Повторюсь, Муслим был светлой, мудрой и разносторонней, одним словом выдающейся, личностью.
Я, не будучи специалистом, о современной российской эстраде рассуждать не возьмусь. У всех нас есть выбор: можно «вкушать» плоды современного шоу-бизнеса, а можно наслаждаться записями выдающихся предшественников. Муслиму Магомаеву чувство вкуса никогда не отказывало.
Фотография на анонсе: Виталий Созинов/ТАСС.