Что отчикконит Луиза

Денис БОЧАРОВ

06.08.2012

7 августа в Москве, а 9-го — в Санкт-Петербурге выступит поп-королева современности — Мадонна. Просто концертами назвать данные события язык не поворачивается. Грандиознейшее шоу развернется в полную силу не только на сцене — оно уже начинает демонстрировать свой фантасмагорический оскал за ее пределами.

Мадонну часто упрекают в том, что она не столько живой человек, сколько безукоризненно отлаженный механизм. Всем своим поведением и на сцене, и вне ее, эта дама невольно (а может быть, и вполне осознанно) подводит людей к тому, чтобы о музыкальной составляющей ее творчества они вспоминали все реже.

Причем, Бог с ними, со скандалами, «создавшими» Мадонну в не меньшей степени, чем собственно песни, — об этом уже и говорить неинтересно. Будучи кумиром миллионов, артистка настолько оторвана от реальности, то есть, от этих же самых людей, что дальше уже некуда. Ее выступления — для организаторов не только большая честь и престиж, но и колоссальная нервотрепка.

История закулисного выпендрежа началась, конечно, не с Мадонны. Поп- и рок-знаменитости, добившиеся ошеломляющего коммерческого успеха и сходившие с ума «от того, что им нечего больше хотеть», всегда любили покуражиться. Летопись рок-н-ролльных угаров хранит канонический случай, когда не знавшие, что бы еще эдакое выкинуть, музыканты группы Van Halen потребовали у организаторов своих выступлений море конфеток M&M’s. При этом их следовало тщательно перебрать — с тем, чтобы ни единой подушечки коричневого цвета там не было…

Но Мадонна и тут оказалась впереди планеты всей. Ее райдер, представляющий собой подробнейший трактат на 48 страницах, не может не вызвать изумления. Ну что, с точки зрения нормального человека, изменится, если гримерную артистки задрапируют тканью, на которой будут не светло-розовые розы, а просто розовые? Как может испортить настроение то обстоятельство, что длина цветочных стеблей составит не шесть дюймов, а чуть больше или меньше? Гардеробная комната певицы должна быть оборудована двадцатью международными телефонными линиями. А если их будет девятнадцать? Между тем, это еще самые невинные требования поп-дивы — но при этом они должны быть неукоснительно соблюдены, иначе дело рискует принять самый серьезный и непредсказуемый оборот: поговаривают, что певица может даже не выйти на сцену.

Было бы легкомысленно назвать все это просто капризами — дело обстоит серьезнее. Очевидно, Мадонна, равно как и некоторые другие артисты сопоставимого с ней уровня, искренне уверена в том, что это нормально. И это никакая не инфантильность — при всех сумасбродных «излишествах» Мадонна остается железной, трезвомыслящей и расчетливой леди. У нее все схвачено, и о бизнесе она ни на секунду не забывает. Ее шоу стоит дорого: свита певицы (с музыкантами, танцорами, телохранителями, персональными поварами, мастерами акупунктуры, инструкторами по йоге и специалистами по химчистке) составляет несколько сотен человек. В турне ее сопровождают 70 фур, которые везут буквально все — от сцены, света, звука до стиральных машин, полотенец и продуктов.

Это профессионализм высочайшей пробы, нет никаких сомнений. Вопрос в другом. Каждый раз, впрягаясь в воз под кодовым названием «привезти именитого зарубежного артиста», организаторы рискуют. Никто никогда не даст гарантии, что мероприятие подобного масштаба окупится: а ведь гонорар (точнее, стоимость шоу, ибо понятие «гонорар» к артистам такого уровня неприменимо) Мадонны за один концерт исчисляется десятками миллионов долларов. Нередки признания промоутеров, что в случае с таким-то устроенным ими мероприятием они прогорели. Где-то не доработали с прессой, не доклеили «наружку», недальновидно понадеявшись на громкое имя артиста, не проплатили рекламу на радио и ТВ — и, в результате, народ на концерт не пришел.

Но игра все равно стоит свеч. В промоутерском бизнесе свои законы: идут информационные войны, борьба за престиж и уважение коллег по цеху, и деньги здесь — не всегда главное. Конечно, прибыль — важнейший итог любого бизнеса, но в случае с ситуацией «кто кого привез» паблисити для корифеев закулисья играет не меньшую роль.

Ясное дело, никто и никогда не бросается в омут с головой, но, кажется, с Мадонной прогадать трудно. Несмотря на то, что самый дешевый билет на московский концерт стоит 2500 рублей. Самые дорогие места в VIP-партере, доходящие стоимостью до 80000 рублей, тоже наверняка будут заняты: не секрет, что в России есть определенная прослойка состоятельных людей, которые пропускать культурные события подобного масштаба просто не имеют права — будь то в силу обязывающего статуса или банальной привычки «кидать понты». Они и сделают изрядную часть «кассы». Продажи мерчандайза (а он в местах проведения концертов стоит, как правило, в разы дороже, чем в магазинах, не говоря уже об интернете) тоже внесут свою лепту. Так что организаторы предстоящих российских выступлений певицы имеют все шансы рассчитывать на успех.

Главное, чтобы сама Мадонна иногда вспоминала, что она прежде всего певица, а не только заслуженный провокатор общественного мнения. В Турции она обнажила грудь, в Италии продемонстрировала ягодицу, в Шотландии вышла на сцену с оружием... Интересно, что Мадонна отчикконит в России? Бросит клич в защиту сексуальных меньшинств или призовет к тому, чтобы участниц Pussy Riot немедленно выпустили из-под стражи? А может, просто хороших песен и красочного шоу будет достаточно?